Мужчина и женщина

Цхинвал притягивает российские деньги

Август 2008 года стал Рубиконом для всех отраслей жизни южноосетинского государства. Изменился не только политический вектор. Обретенный суверенитет открыл новые горизонты, прежде всего в экономике. Ранее бизнесмены из России опасались вкладывать деньги в развитие территории, статус которой не был определен в Москве. После решения Дмитрия Медведева о признании независимости Южной Осетии поток инвестиций отнюдь не захлестнул республику. Однако никто и не ожидал мгновенного финансового прорыва. Ситуация изменяется постепенно, но неуклонно.

Руководство РЮО понимает, что единственный способ избавить собственное государство от ярлыка "нахлебника", который навешивается на неё в определенных кругах, - это развивать масштабное производство на территории страны. Как государственное, так и частное. Именно поэтому недавно президент Южной Осетии заявил о том, что намерен предоставлять российским бизнесменам землю в аренду на срок в 99 лет. По его словам, это послужит дополнительным стимулом для предпринимателей, поскольку они получат уверенность в будущем своего дела.

В Южной Осетии действительно немало отраслей, способных привлечь инвесторов из-за рубежа. Чего стоят только возможности рекреационного, спортивного и горного туризма, о которых уже известно многим гостям республики. В прошлом большой известностью пользовались международный молодежный лагерь "Кроз", туристические базы в Дзау и близ Цхинвала. 20 лет грузинской агрессии привели к запустению этих объектов. Но местные власти надеются в скором времени восстановить их и снова принимать тысячи туристов - прежде всего из России.

Именно с этой целью ещё в 2009 году правительством республики была принята государственная целевая программа по развитию туристической отрасли. А что уж говорить об источниках минеральной воды, которая по своему качеству никак не уступает, а то и превосходит знаменитый "Боржоми". "Багиата" и "Дзау" постепенно выходят на российский рынок и вполне могут стать брендом республики. Тем более что для развития этого бизнеса требуются относительно небольшие затраты.

Впрочем, не только туризмом жив инвестиционный климат Южной Осетии. В планах руководства республики - развитие высокотехнологичных производств. Действительно, страна не может похвастаться крупными залежами полезных ископаемых, поэтому необходимо искать другие источники финансирования. Одним из самых значимых событий в экономике государства в последние годы стало подписание договора о сотрудничестве с компанией по производству светодиодов "Оптоган". Их сборка осуществляется на базе знаменитого цхинвальского завода "Эмальпровод", который благодаря этому проекту фактически получил вторую жизнь.

Немалых успехов можно будет добиться и в строительной отрасли, учитывая масштабные процессы восстановления жилья и коммуникаций. Дело в том, что значительная часть стройматериалов в республику завозится извне, в то время как местные источники совершенно не используются в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Сейчас республика представляет для различных бизнес-структур своеобразный полигон, на котором возможна обкатка новых проектов и идей. Особенно,если вспомнить о богатейшем человеческом потенциале и открытости руководства республики к сотрудничеству. Конечно, образ Южной Осетии как территории, только недавно пережившей вооруженную агрессию, все ещё мешает стране. Многие предприниматели опасаются вкладывать свои средства в экономику республики просто из-за того, что в новостях о РЮО пока что преобладает военная тематика. И предложениями, подобными инициативе Эдуарда Кокойты о многолетней аренде земли, её власти намереваются заверить всех возможных инвесторов, что стабильность и спокойствие пришли на эту землю навсегда. И в то время, пока бывшая метрополия пытается превратиться во "второй Сингапур", в Цхинвале пытаются выстроить первую Южную Осетию.