Мужчина и женщина

Новая эра: Абхазия после выборов

В сухумском микрорайоне Синоп и по сей день живет в основном русскоязычное население. В свое время оно собралось вокруг Сухумского физико-технического института, входившего в структуру Минатома СССР. Институт есть и сейчас, но его состояние лучше всего характеризуется словосочетанием "влачит существование". Бывшие и нынешние сотрудники постарели, но не расстались со своими прежними привычками. Утром, как можно раньше, они организованной толпой идут на выборы. Бедно, но празднично одетые, со счастливыми лицами. Выбрать в свое время счастливое будущее у них не получилось, и теперь они выбирают президента Абхазии - той страны, о которой они никогда бы не подумали, что будут жить здесь и на старости лет.

- Вы за кого? - спрашиваю я пожилую знакомую моей бабушки.

- Как за кого, за Анкваба конечно. Сколько уже будет такой бардак? - возмущается старушка.

Но другой пожилой житель микрорайона будет голосовать за Сергея Шамба.

- Нам так начальство института сказало. Говорят, заказы из Москвы придут, у Шамбы там хорошие связи. Нам работа нужна.

В Синопе, видимо, принято делиться личной информацией о предпочтениях на выборах. Но в целом я для себя сделал неожиданный вывод: в Абхазии стало как-то некрасиво задавать вопрос о том, кого ты планируешь поддержать. Даже в рамках одной семьи.

Представители титульной нации голосуют не так, как русские пенсионеры. Они приезжают на участок в любое время дня, только не утром. Из подержанной иномарки выходит среднестатистическая сухумская пара. Вальяжно двигаясь к избирательному участку, они то и дело останавливаются, чтобы поговорить со случайно встреченными знакомыми. Голосуют супруги отдельно друг от друга. А после волеизъявления по отдельности продолжают общение с друзьями, почти так, как это делается на похоронах.

В белом, красивом особнячке в самом центре Сухума разместился международный пресс-центр. Здесь собрались те, для кого выборы - это работа. Толпы журналистов с тяжеленной техникой, международные наблюдатели, сотрудники ЦИКа, чиновники, политики...

В этот раз - как, впрочем, и всегда во время абхазских выборов - здесь можно было увидеть много знаковых лиц российского бомонда. Вот член Совета Федерации Александр Починок вещает о том, что "выборы прошли более чем объективно", вот депутат Госдумы Сергей Марков улыбается, о чем-то говоря уже победившему Анквабу.

26 августа днем в пресс-центре скучно. Наблюдатели разъехались по участкам, а дежурные конференции силовиков неинтересны. Чтобы написать "обстановка спокойная", необязательно принимать в них участие.

Пресс-центр организован весьма неплохо, но почему-то нет WI-FI. Несчастные журналисты не понимают, каким образом им теперь поддерживать связь со своими редакциями, ведь новости быстро теряют актуальность.

Оживление наступает к вечеру. Готовится итоговая пресс-конференция главы ЦИК Абхазии Батала Тапагуа, посвященная явке избирателей. О результатах же самих выборов известно лишь то, что они будут объявлены завтра в 12 дня. Но на самом деле все знают, что уже около одиннадцати вечера общий расклад станет понятен. Участки закрываются в восемь, и начинается подсчет голосов.

Для журналистов, жующих бесплатные булочки в пресс-центре, теперь важны не официальные мероприятия, где наблюдатели говорят о своем восхищении тем, как прошли выборы, а слухи, которые начинают распространяться ближе к десяти. Краем уха слышу - Анкваб вроде бы уверенно лидирует, но это данные с участков в Гальском районе, а там и так все понятно. Вдруг появляется журналистка газеты "Республика Абхазия" Наталья Шульгина, давняя сторонница Анкваба. Она пришла сообщить об уверенной победе своего кандидата во многих округах. Мы преграждаем ей путь: нам интересно услышать, что она скажет. Она показывает сообщения в своем мобильном, в которых указаны цифры. Мне становится понятно, что прогнозы сбываются - Анкваб побеждает. А Шульгина бежит дальше, радовать других.

Будучи одними из первых, кто узнал о победе Анкваба, мы идем на набережную, чтобы рассказать об этом друзьям. Там нас встречают словами - "мы же говорили". ЦИК объявит предварительную информацию только через 12 часов, но страна уже знает имя своего нового президента.

Мы решаем пойти в штаб Рауля Хаджимбы. Тем более, как говорят, он занял второе место, что очень неожиданно. Если вначале уровень поддержки Анкваба составлял 63 процента, то теперь он падает, а цифры Хаджимбы потихоньку растут. Если все так пойдет и дальше, то возможен второй тур. А если в него выходят Анкваб и Хаджимба, далеко не факт, что победа останется за Анквабом.

Однако у сторонников кандидата от оппозиции разочарование. Претендент на пост вице-президента Светлана Джергения, окруженная группой сторонников, возмущенно говорит: "может мы его(Анкваба - прим. ред.) недооцениваем, можем мы что-то о нем не знаем, и он на самом деле мессия?"

Штаб напоминает встревоженный улей. Поднимаемся на второй этаж. Тут тоже шумно, но здесь находятся люди, которые ведут техническую работу. И делают ее явно хорошо. К нам подходит Хаджимба: он рассказывает о дополнительных списках избирателей. Многие подозревают, что именно с этими списками были совершены некие манипуляции. В штаб стекается вся информация о положении на местах.

Раулю Хаджимбе не повезло. В итоге он постепенно сполз на третье место, хотя и отстал от Шамба совсем ненамного.

26 августа в Сухуме состоялись не только президентские выборы. Отмечался важный для Абхазии праздник - День независимости страны. Ровно три года назад Россия поддержала суверенитет республики. Целые сутки по городу катались машины с флагами, а вечером жители устроили танцы.

Молодежь про выборы уже не помнит. На набережной скопились дорогие автомобили. Их двери открыты, оттуда доносятся звуки национальной музыки. Молодежь веселится, фотокорреспонденты все это с удовольствием снимают.

Чтобы узнать о победе Анкваба, совсем необязательно было идти на итоговую пресс-конференцию ЦИКа. Утром 27 августа было понятно и то, что он победил, и то, что победил в первом туре.

Мы едем на машине по городу. С придорожных баннеров на нас смотрит Сергей Шамба. Кое-кто из наших попутчиков машет фотографии Шамбы рукой. Многие понимали, что одного из самых опытных абхазских политиков в схватке с Анквабом ждет поражение. Но никто не предполагал, что с таким результатом.

Все в том же пресс-центре проходит первая конференция избранного президента. За час до этого здесь появились его верные соратники: Леонид Лакербая, который может стать премьер-министром, писатель Даур Начкебия и другие. Плотно стоявшие на их пути люди уступали им место - сегодня они победители. 12 лет они шли к власти. Именно эти люди создали первую в Абхазии оппозиционную политическую силу - движение "Айтайра"(Возрождение). И это еще тогда, когда слово "оппозиция" было ругательством. Я поймал себя на мысли, что Анкваб и его соратники всегда были вместе. Ни разу не разойдясь по жизни, они долгие годы следовали рука об руку. Наверное, это хорошо.

Ну вот и сам победитель. Пока он не говорит ничего нового, но поклонники у него уже есть. Известный московский фотохудожник заносит в зал громадный портрет Анкваба. У всех, кто его видит, в глазах немой вопрос - когда он успел его сделать? Фотограф просит сидящих в уголке сотрудниц информационного агентства "Апсныпресс" поставить портрет на стол, на видное место. В их глазах читается изумление: в Абхазии не принято обожествлять лидеров, тем более еще не вступивших в должность. Со словами "мы равноудаленные" они отказываются выполнить просьбу. Но фотохудожник не унывает. Он сам водружает творение на стол, но журналисток этот вариант не устраивает. Они просят повернуть портрет лицом к стене. Фотографу приходится уступить.

Самым опасным сценарием выборов могла стать победа одного из кандидатов, но с минимальным преимуществом. Тогда столкновений было бы не избежать. Анквабу удалось опередить конкурентов настолько, насколько было необходимо для того, чтобы сохранить общественное спокойствие. И это - один из самых важных результатов. В истории республики начинается новая страница, наверное, когда-то ее назовут "эпохой Анкваба". Но пока все только начинается.