Мужчина и женщина

Европейские посланцы в Грузии

Первый, естественно, интересовался проблемами нацменьшинств. В частности, грузин в Гальском районе Абхазии. Фереро-Вальднер приехала посмотреть на места компактного проживания беженцев из Абхазии и Южной Осетии, а заодно поговорить об увеличении финансовой помощи Тбилиси со стороны европейской комиссии.

О положении грузин в Абхазии Кнуту Воллебеку рассказывал министр по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. Как обычно, он не жалел красок, упирая на «бесчинства русских оккупантов». Нимало не смущаясь тем, что грузинские СМИ неоднократно и совершенно объективно констатировали: российские войска этнических грузин не обижают.

«На оккупированных территориях имеют место грубые нарушения прав человека, - цитирует обличительные фантазии Якобашвили Росбалт. - Там преследуют не только грузин и грузиноязычное население, но и всех остальных. Мы каждый день становимся свидетелями того, как грубо нарушают оккупанты права населения. Российские военные гоняются за коровами, за скотиной, а когда напиваются - гоняются с оружием за людьми».

После завершения визита Воллебека, как сообщает abkhazeti.info, по его итогам будет подписано совместное заявление, с четко обозначенной, по мнению данного издания, поддержкой политики Грузии.

В последнем, вообще, мало кто сомневается, и, прежде всего, во властвующих тбилисских структурах (независимо от того, какие впечатления гость почерпнет во время своих встреч и поездок). Уже потому хотя бы, что еще не было случая, когда бы миссия ОБСЕ заняла достаточно критическую по отношению к Грузии позицию. Единственного представителя организации, отставного британского капитана Райан Грина, попытавшегося заявить, причем вполне доказательно, что именно Грузия напала на Южную Осетию в августе 2008 года, с треском уволили.

Заведомый настрой комиссара ненароком выдал он сам (терминология выделена курсивом. - С.Ч.), поговорив с журналистами после встречи с Якобашвили.

«Я сегодня еду в Сухуми, где встречусь с де-факто лидерами, - цитирует Росбалт (к моменту написания этой статьи он уже оттуда вернулся.- С.Ч.). - Я с ними рассмотрю вопрос грузинского населения Гальского района. Меня эта тема очень волнует. Я хочу знать, что происходит там с точки зрения защиты их прав. Я собирался съездить и в Цхинвал, на это у меня есть полное право, но сепаратисты не дали возможности исполнить мой мандат».

«Сепаратисты» из Южной Осетии, действительно, отказываются пускать к себе представителей ОБСЕ. Одна из официальных причин в определенной мере является и фактической - Цхинвал не в состоянии гарантировать безопасность этим международным наблюдателям. После 16 лет деятельности в Южной Осетии ее представители заработали здесь крайне сомнительную репутацию. Их здесь считают грузинскими шпионами.

Но главное - другое. Продление мандата ОБСЕ в ЮО, срок действия которого истекал 31 декабря, на декабрьском заседании совета организации в Вене заблокировала, наложив вето, Россия. Устарело само название - «миссия в Грузии» (если иметь в виду полномочия наблюдателей и в двух, обретших статус признанных, республиках). Поэтому Москва и Цхинвал требовали, чтобы были созданы самостоятельные представительства ОБСЕ, которые бы именовались «Миссия в Грузии» и «Миссия в Южной Осетии». Но ОБСЕ с этим не согласилась. Вот и потеряли ее наблюдатели право на въезд в ЮО. А на повторном заседании организации 15 января история повторилась.

Комиссар Евросоюза по внешним связям и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер на встрече с главой МИДа Григолом Вашадзе обратилась к той же болезненной теме. Сообщив, что миссия ОБСЕ в этом регионе крайне важна и Евросоюз намерен ее продолжить. Вашадзе полностью поддержал гостью:

«Идея расширения мандата наблюдателей Евросоюза витает в воздухе, - передает его слова, сказанные журналистам после встречи с Ферреро-Вальднер, Росбалт. - Как вы знаете, завтра председатель ОБСЕ - министр иностранных дел Греции прибудет в Москву и еще раз попытается убедить Россию продлить миссию ОБСЕ в Грузии. Но мы параллельно проводим мероприятия с тем, чтобы ни в коем случае не остаться без наблюдения международных организаций».

Упоминание о наблюдателях Евросоюза неслучайно. Сейчас Грузия именно на них возлагает большие надежды. Миссия ЕС появилась там в октябре. С тех же пор Тбилиси надеется ввести ее и в «конфликтные регионы». Правда, ЕС воплощать эту идею в жизнь не торопится. Прекрасно понимая, что без согласия Сухума и Цхинвала ее никто туда не пустит. Фереро-Вальднер это только подтвердила. Встретившись с главой миссии ЕС в Грузии Хансиоргом Хабером, она сообщила, что расширение миссии ЕС пока не предвидится. Ибо:

«Мы ждем поступательного движения на пути Женевских переговоров, после чего ЕС намерен определиться с вопросами изменения формата миссии», - цитирует еврокомиссара агентство TREND.

В качестве утешительного приза комиссар пообещала от имени Евросоюза выдать Грузии полмиллиона евро. На встрече с государственным министром по вопросам евроатлантической интеграции Гиоргием Барамидзе она подписала соответствующее соглашение. По ее заявлению, как свидетельствует «Новый Регион», эта сумма предназначена для оказания помощи пострадавшим в ходе августовских событий прошлого года.

Сергей Чайкин