Мужчина и женщина

Россия решила базовый вопрос

сложившаяся после августовской войны 2008 года новая геополитическая ситуация нашла свое отражение в правовом пространстве. Теперь российские войска как минимум на 49 лет будут присутствовать и по южную сторону Главного Кавказского хребта.

На данный момент соглашение о военных базах ратифицировали парламенты России и Южной Осетии. Пока сложно сказать, когда аналогичное решение примет абхазский парламент. Насколько нам известно, противников ратификации в Сухуме нет. Но существует масса не до конца урегулированных вопросов с собственностью, юрисдикцией и т. д. Об этих нюансах напишем чуть позже.

Абхазия. Гальский район. Если бы не близость гор, казалось бы, что тут степь. Так называемая нижняя зона района, прилегающая к морскому побережью, - это равнина, на которой растет кукуруза и лещина. Большинство приграничных сел от Грузии отделяют недлинные тропы через реку Ингур. Для Абхазии эти дороги оставались головной болью на протяжении всех послевоенных лет. Теперь, с помощью российских пограничников, проблема постепенно решается. На этой гальской равнине уже почти построены три российских военных городка. Локальный строительный бум сильно контрастирует с общим антуражем региона. Местное население живет в основном в двухэтажных, потрепанных временем домах. А многие до сих пор ютятся в бывших коровниках и сараях, которые перестроены под жилье после разрухи военных лет.

В российских военных городках - по нескольку современных многоквартирных домов, детские площадки, садики и автономная инфраструктура. Но жить семьям российских военных все равно предстоит в нелегких условиях. Например, здесь нет газа, и отапливаться зимой, которая тут все-таки бывает, придется электричеством. С этим в Гальском районе особых проблем нет, рядом Ингур ГЭС. Стоит свет несравнимо дешевле, чем в России.

Окончание строительства военных городков подоспело к ратификации Госдумой соглашения о военных базах. Еще до этого документ ратифицировал парламент Южной Осетии. Правовое закрепление присутствия российских войск в республиках много значит для региональной политики. Так обозначен передний край российских интересов. Правда, в 150 километрах к югу, в Армении, находится еще одна российская военная группировка, которая выполняет в целом похожие задачи: и там, и там войска стоят, по существу, на случай "разморозки" того или иного конфликта.

В глобальном смысле присутствие российских войск на Южном Кавказе выполняет роль стабилизирующего фактора. Наличие мощного внешнего игрока в любом случае будет отрезвляюще действовать на сторонников силового разрешения ситуаций, из которых они не видят удобного для себя выхода.

На локальном уровне решается проблема безопасности Абхазии и Южной Осетии. Военные базы пока обустраиваются в регионах, которые непосредственно граничат с Грузией. То есть сотрудничество России с Абхазией и Южной Осетией в оборонительной сфере - это взаимовыгодный контракт. Сухум и Цхинвал решают свои проблемы в сфере безопасности, РФ открывает своим войскам доступ в стратегически важный для нее регион.

Для военнослужащих уже построены дома, а парламент Абхазии все еще не ратифицировал соглашение о военных базах. Когда абхазские законодатели займутся этим вопросом, неизвестно. В Сухуме возникла проблема. Расположенный в столице российский военный санаторий тоже входит в число объектов, попадающих под действие соглашения. Весной этого года министр обороны России Анатолий Сердюков издал приказ о начале реконструкции объекта, в связи с чем были уволены 1300 сотрудников. Разразился политический конфликт. Люди потребовали и от абхазских, и от российских властей соблюдения своих прав. Пока остановились на том, что им будут платить две трети прежней зарплаты до тех пор, пока они не трудоустроятся в других местах. Сам объект ждет реконструкции. Минобороны РФ опровергает слухи о намерении продать его, из-за которого и грянул скандал. Согласно ратифицированным договоренностям, поступающие в распоряжение России объекты инфраструктуры не могут быть переданы ею третьим сторонам. В общем, в Абхазии ратификация соглашения - еще дело грядущих дней. И вопросы имущества и недвижимости будут главной темой парламентского обсуждения.

Нельзя сказать, что обсуждение ратификации соглашения о военных базах в Госдуме прошло без сучка и задоринки. Представители парламентской оппозиции не уверены, что Министерство обороны все делает правильно. Например, депутат от КПРФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников требует, чтобы парламент контролировал ход реализации этого соглашения: "Создание и функционирование наших военных баз в этих республиках - настолько стратегически важное направление нашей внешней политики, что мы просто не имеем права выпускать этот вопрос из-под парламентского контроля, полностью положившись на компетентность Министерства обороны". По мнению депутата, в сфере военного сотрудничества между Россией, Абхазией и Южной Осетией необходима четкая стратегия, которая не нарушает интересы ни одной из сторон.