Мужчина и женщина

Российское дежавю Григола Вашадзе

Реакция Тбилиси на визит председателя Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в Абхазию была совершенно предсказуемой и оттого, как пишут в Интернете, "чуть более, чем полностью" унылой. Вялое негодование, охватившее ведомство Григола Вашадзе, не затронуло сердца мирового сообщества.

"Ни для кого не секрет, что визиты высокопоставленных чиновников Российской Федерации служат созданию иллюзии легитимности признанных Москвой оккупированных территорий Грузии. Этими визитами ничего реально не меняется, они являются лишь проявлением нигилизма в отношении международного права и игнорирования международных норм. Фактически Россия превратила оккупированные территории Грузии в одну военную базу", - сказано в распространенном сегодня заявлении МИД Грузии. И добавлено, что Россия "вновь нарушает соглашение от 12 августа 2008 года о прекращении огня".

Скорее ни для кого не секрет, что, невзирая на политические проволочки, две республики уже давным-давно живут своей, не зависимой от Тбилиси жизнью. А иллюзиями питается сама Грузия, пытаясь с помощью бумажек из ведомства Вашадзе создать некий виртуальный образ "единого и неделимого государства".

Складывается неприятное ощущение, что Сакартвело превратилось в заложника политики США. Америке невыгодно официально признавать две республики, соглашаясь тем самым на очевидную уступку Москве. А, поскольку нет отмашки из Вашингтона, то и Тбилиси не может смириться с неизбежным, успокоиться и плодотворно строить отношения с соседями. Но тонкие игры между Россией и Америкой превращаются в настоящую беду для Грузии, заставляя ее постоянно проживать "день сурка" и расчесывать рану, которой пора бы уже затянуться. Абхазия и Южная Осетия восстанавливаются и развиваются, а Тбилиси все жует и жует жвачку об "оккупированных территориях".

И текст-то, главное, все время один и тот же, кто бы ни приехал - Валентина Матвиенко, Анатолий Сердюков или Владимир Путин. Сравните сами, вот отрывок заявления, которое МИД Грузии сделал по случаю прибытия в Сухум российского министра обороны:

"Т.н. визит руководителя Министерства обороны России на территорию оккупированной Абхазии однозначно подтверждает, что Россия не собиралась и не собирается выполнить свои международные обязательства, в том числе Соглашение о прекращении огня от 12 августа 2008 года". Приезд министра МИД назвал "очередной тщетной попыткой легитимации насильственного изменения границы суверенного государства и оккупационных режимов".

Примерно в тех же самых словах изливал Тбилиси свою желчь и в связи с приездом Путина. Все эти негодования как под копирку писаны и воспринимаются как информационный шум. То есть никак. Вот и на сей раз внешнеполитическое ведомство Сакартвело призвало международное сообщество "оказать давление на Россию", чтобы она побыстрее вывела свои войска с "оккупированных территорий". И что? Будьте уверены, адресаты благополучно пропустят мимо ушей этот призыв, точно так же, как и предыдущие. Потому что у международного сообщества в отношениях с Россией свои правила игры и свои интересы, куда не входит защита грузинской "целостности".

Здесь-то и становится очевидно, что Тбилиси попал в заложники к своему могущественному сюзерену, которому удобно подкалывать Россию статусом "оккупанта". Грузинские дипломаты обязаны раз за разом возмущенно реагировать на визиты российских политиков в Сухум и Цхинвал и на другие подобные поводы, а США абсолютно наплевать, что из-за этого вес и репутация грузинского слова в мире все легчает и легчает, истончается и истончается.

Беспомощность - вот понятие, лучше всего характеризующее политику Тбилиси. Грузинский МИД напоминает перевернутого на спину жука, который отчаянно дрыгает всеми лапками, но не в силах самостоятельно принять нормальное положение. Грозная риторика в адрес России, не подкрепленная абсолютно ничем, кроме декларируемой моральной поддержки Штатов и Европы, вызывает и улыбку, и сожаление, и чувство некоторой неловкости за Грузию.

Каждый негодование грузинского МИДа - это фактически откровенное признание: "Мы ничего не можем сделать, мы совершенно ничего не можем сделать". Неужели Тбилиси не обидно пускать на ветер остатки репутации и гордости ради рядовых американских политических игр? Неужели не горько раз за разом оставаться с носом, призывая на помощь такое обходительное и такое равнодушное мировое сообщество?