Мужчина и женщина

Русский язык до Сухума доведет

На нем вещают местные масс-медиа и составляются важнейшие государственные акты. Новоизбранный президент планирует зафиксировать ведущую роль русского языка в жизни абхазского общества, придав ему статус второго государственного. Тем самым будет снова подтверждена стратегическая линия Сухума - на союз с Москвой.

Шестого октября Александр Анкваб собирается совершить свой первый государственный визит в качестве руководителя Абхазии. И, естественно, направится новоизбранный президент причерноморской республики в Россию, признание которой и сделало возможным существование независимого абхазского государства. В преддверии этой поездки Александр Анкваб обнародовал свое знаменательное намерение. "Вопрос о придании русскому языку статуса второго государственного обсуждается, не скажу чтобы гладко, но существует серьезная вероятность, что он таковым станет. Во всяком случае, я считаю, что правовое положение русского языка должно быть усилено, - отметил абхазский лидер в интервью "Невскому времени". - Ведь даже главная официальная газета "Республика Абхазия" выходит на русском языке, да и все независимые газеты".

Поэтому ничего удивительного в официальном признании русского языка Сухумом нет. Было бы странно, если б за основным средством повседневного и делового общения, на котором ведется образовательный процесс и составляются государственные акты, не был закреплен официальный статус. Тем более когда положение дел с собственным языком абхазов крайне неопределенное, это "непростая тема, требующая времени". Как подчеркнул абхазский президент в интервью, "есть проблемы и с материальной базой для обучения абхазскому языку, и речь прежде всего о состоянии сельских школ". Становление родной речи абхазов в качестве де-факто главного инструмента повседневной и официальной коммуникации действительно займет в причерноморской республике не один год.

Читайте также: Русский язык нон грата.

Русский язык до Сухума доведет. 22795.jpegНе забыл Александр Анкваб о роли грузинского языка, отметив, что "им пользуются в Гальском районе, но вторым государственным грузинский язык не будет". Собственно, иначе и быть не могло. Легализовать на государственном уровне один из определяющих общественную ментальность факторов влияния главного стратегического противника было бы по меньшей мере странно. Тем более когда он имеет исключительно локальное значение. Вообразить подобное так же сложно, как представить, чтобы Михаил Саакашвили решил придать официальный статус армянскому или азербайджанскому языку.

Ситуация вокруг русского языка волнует не только руководство Абхазии. На 13 ноября намечен референдум в другой бывшей грузинской автономии - Южной Осетии. На плебисците будет решаться вопрос о статусе русского языка. И, судя по опубликованным на днях результатам социологического исследования, которое в конце сентября провели московский Центр социологических и маркетинговых исследований SOCIUM и владикавказский Северо-осетинский центр социальных исследований Института социально-политических исследований Российской академии наук, жители Южной Осетии твердо намерены придать русскому языку статус государственного. 86 процентов населения республики высказались за его уравнивание в правах с осетинским. И 87 - выступили за воссоединение с Северной Осетией и последующее вступление в состав Российской Федерации.

Читайте также: Тбилиси прикусил русский язык.

Становление двух молодых кавказских государств в существующих условиях невозможно без поддержки такого значимого игрока мировой политики, как Россия, на постоянной основе входящая в Совет Безопасности ООН. И признание руководством Абхазии и Южной Осетии той определяющей роли, которую в играет в их общественно-политической и культурной жизни русский язык, - естественный процесс формирования государственных структур. Язык Фонвизина и Блока призван сделать для суверенных Абхазии и Южной Осетии то же, что в свое время для Индии - язык Шекспира. Пока в республиках не будут сформированы национальные, основанные на родной речи титульных народов общественные институты, пока Сухум и Цхинвал не станут полноправными участниками международных отношений, Россия и русский язык будут играть определяющую роль в формировании их суверенитета и национально-культурной аутентичности.