Мужчина и женщина

Сакартвело приняли в Альянс

Культурные связи, налаженные десятилетия назад, не только не разрываются, но даже наоборот - крепнут вопреки политическим противоречиям. Теперь, похоже, на сближение конфликтующих соседей будут работать еще и журналисты. Именно так можно расценивать итоги 13-й ежегодной конференции Европейского альянса независимых советов по делам прессы (AIPCE), которая проходила в российской столице с шестого по восьмое октября.

Это неформальное объединение, которое призвано решать острые проблемы журналистики, не имеет жестко регламентированных правил членства, поэтому принять участие в его деятельности представители отдельных стран могут без особых препятствий со стороны родных чиновников. Но даже с учетом этих обстоятельств очень приятно, что на конференцию альянса уже второй раз за нынешний год прибыли грузинские делегаты.

Тем более что последний по времени съезд журналистов ознаменовался весьма примечательным по своей сути событием - решением о создании особого альянса, в который войдут Россия, Грузия, Азербайджан, Молдова и Украина. Стороны уже подписали соответствующий меморандум, чтобы установить порядок формирования новой организации. Как она начнет свою работу - вопрос невероятно интересный, потому что при неполитическом характере журналистского объединения оно имеет самое непосредственное отношение к важнейшим вопросам внутренней и внешней политики представленных в нем стран.

Существующие между государствами проблемы находят некоторое отражение в статусе участвующих сторон. Например, Москву AIPCE приняла в "чрезвычайном режиме", а Таджикистан и некоторые другие азиатские страны присутствовали на конференциях как наблюдатели. Поэтому так важно создание локального альянса, объединяющего на постсоветском пространстве соседей, которые имеют много общего и при этом страдают от раздирающих их противоречий.

Читайте также: ПИК несбывшихся надежд.

Председатель Совета Хартии журналистской этики Грузии Звиад Коридзе в интервью своим коллегам рассказал, что проект создания локального "соседского" альянса начал активно разрабатываться уже в июне нынешнего года. Старт этой работе был дан в Кишиневе, а потом в течение трех месяцев удалось заложить достаточно прочную основу новой организации, которая объединит между собой страны, пребывающие в достаточно сложных взаимоотношениях.

"В ближайшем будущем будут запланированы рабочие встречи, будут избраны председатель альянса и его исполнительный секретарь", - пояснил Звиад Коридзе. По его словам, московская конференция фактически обрисовала будущий облик журналистского объединения, а конкретные шаги по его созданию можно будет сделать в самом скором времени. В российской столице встречались медиа-советы преимущественно европейских стран, принимавшие в обсуждениях активнейшее участие, тогда как представители азиатских государств пока заняли наблюдательные позиции. Остается лишь надеяться, что по мере развития новорожденного альянса журналисты из Таджикистана и других азиатских республик перейдут на другой уровень взаимодействия с коллегами.

Звиад Коридзе в беседе с корреспондентами грузинских СМИ выразил надежду на то, что следующая конференция AIPCE состоится уже в Тбилиси. Это будет, как отметил глава Совета Хартии журналистской этики Грузии, первая рабочая встреча в рамках уже созданного альянса. "Сеть выполняет очень важную функцию. Ее члены ознакомят друг друга с деятельностью наших советов. Мы будем обмениваться опытом, ознакомлять друг друга с принятыми решениями, а также планируем проводить совместные воркшопы не только для членов совета, но и других журналистов, подписавших Хартию", - анонсировал программу работы альянса грузинский представитель.

Читайте также: На грузинские сайты хотят подать в суд.

Несмотря на неформальный характер AIPCE, это объединение является очень влиятельным и авторитетным. Локальные альянсы в его рамках, образованные, как правило, расположенными по соседству странами, играют большую роль в развитии региональной журналистики, особенно политической направленности. Подобные объединения уже существуют между государствами Балтии, Балканского полуострова, Скандинавии. Их опыт, пусть он и имеет четкую привязку к условиям конкретных государств, наверняка пригодится бывшим советским республикам, которые решились, наконец, включиться в борьбу за соблюдение журналистской этики.

Какие проблемы решает AIPCE, можно наглядно продемонстрировать на примере последней конференции - той самой, которая состоялась в Москве в начале текущего месяца. Основным вопросом на ее повестке дня было освещение средствами массовой информации трагедии, которая разразилась по вине террориста Андерса Брейвика на норвежском острове Утойя. Скандинавские журналисты (а с докладами по понятным причинам выступали преимущественно они) обратили внимание коллег на характер подачи информации во многих периодических изданиях, особенно сетевых. Некоторые интернет-газеты позволяли себе едва ли не в открытую высказываться в поддержку убийцы, а уж сочувствие преступнику, основанное на разделении его радикального неприятия политики мультикультурализма, выражали вообще все кому не лень. Понятно, что насильственно насаждаемый в "цивилизованной" Европе мультикультурализм и толерантность, к которой в одностороннем порядке принуждают коренных жителей по отношению к иммигрантам, вызывает очень мощную волну протеста. Но это, подчеркивают представители AIPCE, не должно становиться для акул пера поводом разжигать ненависть в обществе.

Для бывших республик СССР, которые в силу исторической специфики никогда не смогут избавиться от особого - "постсоветского" - мультикультурализма, проблемы шовинизма более чем актуальны. Как и другие вопросы, затронутые европейскими журналистами на конференции - например, проявления расизма и дискриминации в прессе, несоблюдение презумпции невиновности в публикациях, соответствие подачи материала статусу публичного лица. Пока новички, создающие свой региональный альянс, в основном выступают в роли слушателей, но в самом ближайшем будущем смогут сменить амплуа на более активное. Грузины, например, планируют поделиться с иностранными коллегами своим ноу-хау: оказывается, в отличие от других стран-участниц AIPCE, Сакартвело подписывает хартию особым образом. Если в остальных государствах интересы журналистов представляют профессиональные организации, то грузинские журналисты подписывают хартию каждый сам за себя. Трудно сказать, можно ли рассматривать этот опыт как ценный и стоит ли им делиться. Но факт остается фактом: грузинские журналисты настолько сильно хотят влиться в коллегиальное движение межгосударственного масштаба, что готовы даже нести персональную ответственность в случае недовольства властей. А оно, учитывая характер затрагиваемых AIPCE щекотливых для режима Саакашвили вопросов, вполне может последовать.