Мужчина и женщина

Винный долг платежом красен

Винные погреба в Кварели - это кахетинская достопримечательность, ради которой туда ежегодно едут тысячи туристов. Но как бы ни были экзотичны местные заводы, дела у них идут плоховато. Сегодня министерство экономики реализовало на аукционе "Кварлис марани" - предприятие, в прошлом году конфискованное у частника за долги.

Дела у винной отрасли Грузии, как видно, вовсе не так хороши, как хвалится президент Михаил Саакашвили и его свита. Министр сельского хозяйства Заза Горозия недавно обещал за три года увеличить на четверть производство вин, в два раза подняв экспортные показатели. При нынешних маленьких объемах поставок в зарубежье выполнить обещанное по экспорту будет несложно. Но стоит ли увеличивать производство, если российский рынок по-прежнему закрыт и многие заводы не успевают распродать произведенное в предыдущие годы вино, как их опять заставляют спасать крестьян и принимать у них виноград.

Плачевным итогом такой принудительной работы становится разорение некоторых заводов. Один из таких прецедентов случился с "Кварлис марани" - ООО "Кварельский винный погреб". Сегодня его пустили с молотка на аукционе. А год назад он был конфискован у частного владельца Феликса Читиашвили, сообща Информационный центр Кахети.

Причины, по которым власти Грузии лишили своего гражданина частной собственности, не называются. Однако тот факт, что завод продают вместе с большим кредитным долгом, говорит сам за себя. Покупателю предлагалось оплатить 71 тысячу лари, которую остался должен Читиашвили.

Сам заводик выглядит весьма убого. Старые бочки, не асфальтированный двор. Но с учетом того, что его капитализацию оценили в миллион 269 тысяч лари, а на аукцион выставили по бросовой цене в 280 тысяч лари, предложение можно было считать заманчивым. Единственный минус - это риск, что прежний хозяин может когда-нибудь предъявить претензии за конфискацию и подать в суд на правительство.

Главным требованием к покупателю было ускоренное, в течение месяца, погашение долга перед налоговыми органами - это 10 тысяч 851 лари. Кроме того, инвестор обязан вложить в производство 500 тысяч лари.

Национальное агентство инвестиций рекламировало "Кварлис марани" как предприятие, которое имеет право выпускать брендовые вина. Оно находится в микрозоне, за которой закреплены так называемые "географические" марки. В Кварели произрастает виноград сортов саперави и киндзмараули, содержащий высокий процент сахара - 20-28. Из него получаются настоящие, экологически чистые полусладкие красные грузинские вина. Там же выращивают сорт ркацители, достигающий в микрозонах Энисели и Греми 19-23 процентов сахара. Одноименные коньяки уже продвигают на международных рынках другие кварельские винные заводы. А вино Киндзмараули занимает 40 процентов в экспорте алкогольных напитков, так что спрос на него хороший.

На заводе, как отмечает агентство, работают опытные и высококвалифицированные кадры. Кроме того, это место хорошо известно туристам, приходящим в восторг от вида 80 метрового тоннеля с дубовыми бочками вина.

Известность, уникальность, прекрасное и дешевое сырье - казалось бы, есть все условия для процветания "Кварлис марани". Но почему-то его бывший хозяин разорился.

По итогам аукциона новым владельцем, заплатив 290 тысяч лари, стала основанная в 2009 году компания "Iberia distileri". Она находится в собственности предпринимателей Инасаридзе и Эристави. Удастся ли им превратить Кварельский винный погреб в успешное предприятие, наподобие Телавского винного погреба - большой вопрос. Ранее такого опыта у этой компании не было.

В общем-то Грузия, считающая себя родиной виноградной лозы, на одном только вине могла бы вытащить весь аграрный сектор из кризиса, если бы сохранила нормальные отношения с Россией. Однако они находятся в таком виде, что даже соглашение по ВТО, как заявил главный санитарный врач "северного соседа" Геннадий Онищенко, не поможет. Он уже неоднократно предлагал винным производителям привезти образцы продукции и пригласить специалистов Роспотребнадзора на производство, чтобы оформить допуск забракованной в 2006 году продукции на российский рынок. Но те компании, которые первоначально согласили, вдруг передумали. Еще бы - ведь не слушать Онищенко их призывал тогда еще министр сельского хозяйства Бакур Квезерели. А членов правительства надо слушаться, иначе кто же производителям будет помогать с выездом на выставки за границу, кто будет привозить иностранных журналистов и раскручивать грузинские винные заводы?

Итак, признавая, что российский рынок был бы спасением для отрасли, грузинские заводы боятся о нем даже помышлять. Все надеются на успехи в Европе и Америке. А тем временем фермеры, выращивающие урожай, ежегодно сталкиваются с проблемой, куда его деть. Вот и в этом году они выходили на стихийные митинги в Дедоплисцкаро и Сигнахи. Но власти этих проблем не замечают.