Мужчина и женщина

Тбилиси скрывает историю

Грузинские власти старательно пытаются скрыть откровенный шовинизм своей политики по отношению к национальным меньшинствам. Представители руководства республики, которых можно назвать достойными продолжателями дела Звиада Гамсахурдия по изгнанию "негрузин" с территории страны, готовы пойти даже на отрицание очевидных фактов. Первый вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани заявил, что этнического грузино-осетинского конфликта никогда не было. Эти слова вызвали небывалое возмущение в Южной Осетии. Ведь в стране вряд ли можно найти хоть одного человека,не потерявшего своих близких во время многолетнего противостояния с Грузией.

"Если мы сравним цифры, то получим интересную картину. На всей остальной территории Грузии живет больше осетин, чем в Южной Осетии. Это значит, что, по сути, никакого этнического противостояния между грузинами и осетинами не было", - сказал вице-спикер парламента Грузии. Эти слова Мачавариани только подтверждают, что официальный Тбилиси не намерен признавать свою вину в долгом конфликте с южноосетинским народом, который длится уже многие десятилетия, хотя для большинства эта вражда ограничивается "пятидневной войной" в августе 2008 года. Тогда небольшой регион стал центром столкновения крупных геополитических сил и получил всемирную известность. Но местные жители могут рассказать о том, что те события стали лишь кульминацией многолетнего раздора, начатого грузинскими властями.

В конце 90-х Гамсахурдиа выпустил из тюрем толпы уголовников, перед которыми была поставлена одна задача - избавить страну от осетин. Именно этот народ должен был первым пасть под лозунгом "Грузия - для грузин". Затем пришел бы черед и остальных - абхазов, армян, азербайджанцев, русских. Но для начала был организован штурм столицы Юго-Осетинской автономной области, который представители обеих конфликтующих сторон называют не иначе как "поход на Цхинвал". В историю вошел подвиг трех десятков молодых людей: они смогли задержать многотысячную толпу на подходе к городу до прибытия подразделений милиции и внутренних войск.

Эти события стали отголоском еще более давней трагедии осетинского народа. Грузия, получившая независимость после развала Российской Империи, не особо церемонилась с народами, проживавшими на ее территории. Казна у новорожденного государства была пуста, и ее без особых церемоний пополняли при помощи грабежа осетинских сел. Несогласные с преступными действиями властей уничтожались на месте. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть насиженные места, и погибших во время опасного путешествия через Рокский перевал было не меньше, чем от пуль и сабель грузинских войск.

Уже после вхождения Грузии в состав Советского Союза осетины столкнулись с экономическим и культурным геноцидом. Любые промышленные предприятия после достижения высоких показателей передислоцировались в крупные грузинские города. В результате автономия оставалась фактически сырьевым придатком ГССР. Осетинский язык находился под угрозой исчезновения: его повсеместно исключали из образовательной программы. Доходило до воистину абсурдных случаев: носителей осетинских фамилий заставляли менять их на грузинские аналоги. В противном случае непокорным грозило исключение из института или лишение престижной работы. Причем все это происходило с молчаливого согласия центра, поскольку советская власть чрезвычайно тепло относилась к грузинской элите. И не обращала внимание на проблемы других народов.

Развал СССР не принес Южной Осетии ничего хорошего. Пришедшие к власти в Тбилиси националисты только усилили давление на республику. В течение почти двадцати лет РЮО была фактически отрезана от всего мира. В середине 90-х успешность человека определялась не маркой его машины, а тем, есть ли у него в доме электричество и горячая вода. Впрочем, еще большим достижением считалась возможность вырваться из республики. Населенные пункты Северной Осетии были переполнены беженцами, для которых даже проживание в палатках было спасением. Ведь можно было избежать ежедневных обстрелов со стороны грузинских вояк.

А что самое страшное - действия Тбилиси были вызваны не экономическими причинами. Южная Осетия не богата нефтью, газом или золотом. Поэтому-то грузинская агрессия, перерастающая в настоящий геноцид, и может быть объяснена только лишь националистическими взглядами руководителей страны. И никакие якобы дружеские речи в сторону Цхинвала и народа РЮО неспособны скрыть этот факт. Ведь деяния куда ярче любых слов.