Мужчина и женщина

Хватит кормить... кого?

День ФСБ премьер России Владимир Путин отметил в Гудермесе - чеченском городе, получившем широкую известность в пору активных военных действий по подавлению терроризма и сепаратизма. Там состоялось стратегически важное совещание правительства России по развитию Северо-Кавказского округа. Эта тема актуализировалась после прямой линии премьера, в ходе которой ему пришлось ответить за дотации Кавказу. И тогда, и в Гудермесе Путин объяснил, зачем России содержать Чечню и остальные республики.

Гудермес-2000 и Гудермес-2012 - это два разных города. Рамзан Кадыров отстроил после войны не только Грозный, но и районные центры республики. Да, на это ушло более 100 миллиардов российских рублей, но результат того стоил. На это в начале гудермесского совещания и обратил внимание премьер Владимир Путин, посетив город 12 лет спустя.

"И сегодня действительно - и с помощью федерального центра, благодаря трудолюбию чеченского народа Грозный превратился в замечательный город... Это хороший результат работы за последние годы - восстановление Грозного, и не только Грозного, других населённых пунктов, экономики Чечни, не только Чечни, и всего Северного Кавказа", - похвалил жителей и руководство республики Путин, тем самым опровергая укоренившийся стереотип о том, что чеченцы работать не любят.

Известно, что битье баклуш в Чечне было распространено даже в советские годы, несмотря на статью Уголовного кодекса о тунеядстве. Но если в колхозы чеченцы действительно записывались с неохотой, то на "шабашки" строителями и разнорабочими в другие регионы СССР ездили с удовольствием.

Сейчас у безработицы в республиках Северного Кавказа есть и вполне объективные причины - упадок промышленности и сельского хозяйства при традиционно высокой рождаемости, высоком проценте молодежи и большой плотности населения. В Чечне безработными, по официальным данным, числятся 27 процентов трудоспособных жителей, в Ингушетии - почти половина. Если всю эту армию не трудоустроить, она хлынет в другие регионы России, а не пристроившись там, уйдет в бандитское подполье. Это - главный тезис Владимира Путина, которым он оправдывает миллиардные трансферты в регион, несмотря на то что его уже в лоб спрашивают: "Может, хватит кормить Кавказ?"

"Давайте задумаемся, что такое "хватит кормить Кавказ" - что это значит? Это значит, что не нужно вкладывать деньги в развитие северокавказских республик, создание новых рабочих мест на Кавказе? Но тогда - мы с вами понимаем, и все должны это знать - молодые люди с Северного Кавказа будут в ещё большем количестве переезжать в другие регионы Российской Федерации, прежде всего в крупные города, в поисках работы, лучшей доли - это, естественно, со всеми проблемами, которые порождает эта иммиграция. Что тогда делать? Гнать их оттуда? ... Они будут пополнять бандформирования. Что делать в этом случае? Тогда парни из этих самых крупных и других населённых пунктов России должны будут приехать сюда, и другие парни с Кавказа должны будут воевать, идти под пули, убивать друг друга, будет продолжаться братоубийственная война в прямом смысле этого слова", - вот такую невеселую перспективу нарисовал Путин на совещании в Гудермесе.

Есть и еще один сценарий развития событий, который премьер назвал "совсем уже дикими предложениями" - по полному отделению Северного Кавказа от России. "Если это произойдёт, тут же - вот тут же, в эту же секунду, не то что в час, в секунду эту же! - найдутся те, которые захотят то же самое сделать с другими национально-территориальными образованиями Российской Федерации, а это означает конец России", - объяснил глава правительства.

Это вовсе не "страшилка" спецслужб, чей профессиональный праздник Путин заодно отметил в Гудермесе. Борцы за "Имарат Кавказ" не скрывают, что хотят оттяпать территорию, включающую и Ставрополье, и Адыгею Краснодарского края. Да что говорить, когда уже и в Сибири проводятся конференции, противопоставляющие нефтеносный регион всей остальной "паразитирующей России". Если пользоваться этой терминологией, то Москва паразитирует и на Чечне. Сейчас мало об этом говорят, но наряду с миллиардами рублей, которые идут в Грозный из Москвы, "Роснефть" выкачивает из Чечни нефти и газа примерно на 40 миллиардов рублей ежегодно. В местный бюджет отчисляются лишь два процента.

Некоторые политологи, вроде Станислава Белковского, считают распад страны делом времени. А уж как наши западные "партнеры" ждут этого момента, чтобы наконец перестать церемониться с державой и легко получить контроль над ресурсами, управляемыми мелкими волостями!

Вместе с тем, подобное заявление Путина спустя 10 лет после того, как он сумел остановить развал России, - это признание провала кампании под названием "вставание с колен". Значит, в стране остается много недовольных людей, если они все еще мечтают отделиться и навести порядок сами. Значит, власти полагают, что их удерживает только страх кровопролития и разрушений, которые пережила сепаратистская Ичкерия. На таких идеологических основаниях стране действительно долго не протянуть. И Путин, поддерживающий Кавказ, должен точно так же заботиться обо всех регионах России, не рассчитывая на то, что они еще могут потерпеть.

Программы по профессиональной переподготовке, межрегиональный ресурсный центр по трудоустройству, налоговые льготы малому и среднему бизнесу, кредитные линии, бюджетные ассигнования на восстановление дорог и инфраструктуры, на жилищные программы - все, что Владимир Путин и его министры уже сделали и собираются сделать для кавказцев, нужно применять по всей стране. И тогда никто не сможет упрекнуть кандидата в президенты в том, что он платит дань Кавказу.