Мужчина и женщина

Деметрадзе дошел до Страсбурга

Дело осужденного на шесть лет грузинского футболиста Георгия Деметрадзе дошло до Страсбурга. Спортсмен обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на правительство своей страны, которое устроило против него самые настоящие репрессии.

Знакомство с тюремными застенками своей родины у легендарного грузинского нападающего Георгия Деметрадзе произошло почти полтора года назад. Правоохранительные органы задержали его по подозрению в контактах с преступным миром и непосредственном участии в сборе денег для так называемого "воровского общака".

Суд разобрался во всех хитросплетениях дела весьма лихо: сначала спортсмен получил наказание в виде двух месяцев предварительного заключения без возможности уплатить залог, а затем и срок - шесть лет за решеткой. Несмотря на поддержку со стороны своих коллег, капитана национальной команды Грузии Кахи Каладзе и нападающего Шоты Арвеладзе, власти оставили приговор в силе. Каладзе, к слову, не так давно покинул сборную страны в знак протеста. "В стране сложился тяжелый социальный фон, потеряны территории, миллионы сограждан уехали в чужие страны в поисках работы, а остальным грозит безработица. В стране сформировалась каста, которая под прикрытием синдрома безнаказанности и неприкосновенности произвела узурпацию закона, а конституцию перекраивает по собственному усмотрению. Избиения, шантаж, запугивания стали обычным явлением, население живет на фоне постоянного напряжения и стресса", - сказал он после своего ухода.

За время, проведенное в тюрьме, Деметрадзе уже повидал многое. За смех (по версии мнительных охранников) его перевели в карцер и содержали в нечеловеческих условиях. Некогда лучшему бомбардиру владикавказской "Алании" приходилось целый день стоять на ногах. Это обернулось тем, что Георгий самостоятельно нанес себе повреждения, дабы выбраться из карцера и попасть в тюремную больницу - он умышленно повредил руку об острый угол раковины.

Тем не менее ситуация практически не изменилась. Минувшей осенью Деметрадзе признался, что готов покончить жизнь самоубийством. Причины те же - невыносимые условия для существования: антисанитария, голод, невозможность погулять даже по территории исправительного учреждения. К тому же у Георгия, как и ожидалось, начались проблемы со здоровьем.

Но сейчас появилась хоть и слабая, но надежда на то, что спортсмен все же не погибнет в тюрьме. Деметрадзе обратился в Европейский суд по правам человека в Страсбурге с жалобой на действия правительства Грузии. Как рассказала адвокат футболиста Марика Пхаладзе, речь идет о нарушении властями страны трех статей Европейской конвенции о защите прав человека - "запрещение пыток", "право на справедливое судебное разбирательство" и "право на уважение частной и семейной жизни". "Через месяц мы ждем решения Страсбургского суда о принятии этого дела к рассмотрению, после этого начнется новый этап, на который понадобится много времени", - приводит слова Пхаладзе "Кавказский Узел".

В распоряжении защиты имеются веские доказательства. "На самом деле Деметрадзе задержали из-за того, что он был другом Вато Кипини и Давида Гагнидзе, которые фигурируют в деле. Согласно восьмой статье Евроконвенции, все имеют право на личную жизнь, выбирать круг друзей", - поясняет Марика Пхаладзе. Аналогичная картина и с другими статьями, которые нарушило правительство Грузии. Так, в колонии № 6 в Рустави осужденному Деметрадзе не позволяли пользоваться кредитной картой для покупки в тюремном магазине средств гигиены и продуктов питания. Кроме того, по мнению защиты, отсутствуют какие-либо признаки преступления.

Не так давно ЕСПЧ признал приемлемым иск Грузии, которая обвинила Россию в нарушении той же Европейской конвенции о защите прав человека в ходе конфликта в августе 2008 года. Тбилиси считает, что тогда Москва пренебрегла в общей сложности пятью статями конвенции - о праве на жизнь, о запрете пыток и негуманного обращения, о праве на свободу и безопасность, о праве на защиту частной и семейной жизни, а также о праве на эффективные средства правовой защиты. Почему-то когда дело касается внешней политики, грузинское руководство проявляет самое пристальное внимание к действиям соседей, в упор не замечая того варварства, которое творится внутри страны.

Говорить о том, сколько именно времени может потребоваться для рассмотрения дела, пока сложно. В сентябре к международным правозащитным организациям по "делу Деметрадзе" уже обращались грузинские лейбористы. Ответа так и не последовало. Теперь слово за Страсбургским судом.