Мужчина и женщина

Туманное будущее музея Туманяна

Не успел затихнуть скандал вокруг сгоревшей армянской церкви Сурб Ншан в Тбилиси, как у грузин и армян созрел новый конфликт на культурной почве. Квартира армянского писателя Ованеса Туманяна в Тбилиси едва не превратилась в общежитие для турецких рабочих. Большего надругательства над культурным наследием поэта и сказочника и придумать невозможно.

Квартира армянского "Андерсена" Ованеса Туманяна на улице Давиташвили в советские годы была передана его наследниками в дар родному городу писателя - Тбилиси. Там организовали библиотеку его имени. Однако в первые годы независимости Грузии местные власти так нуждались, что меняли помещения книжных собраний на горючее. Этой участи не избежала и квартира Туманяна. Есть и другая версия: чиновники взяли деньги на ремонт библиотеки под ее же залог, а потом не смогли отдать долг - и родной дом писателя перешел в собственность бизнесмена Азора Лежава.

Как бы то ни было, но собрание книг из жилплощади, уже не принадлежащей городу, со временем пришлось убрать. За потомками Туманяна осталась только малая часть квартиры, ранее занимавшая весь третий этаж. Лежава давно хочет продать принадлежащие ему 120 квадратных метров недвижимости. Первоначально он просил за нее 25 тысяч долларов. Сейчас цена, по словам внучки писателя Ирмы Сафрастбекян, возросла до 70 тысяч рублей.

О желании купить квартиру заявила грузино-турецкая фирма GEOTURAN. По информации Союза армян Тбилиси, эта компания собирается открыть в доме армянского классика общежитие для турецких рабочих. "Руководитель фирмы обратился с предложением к правнучке поэта Алене Туманян-Колесниковой, проживающей на второй части мемориальной квартиры, выкупить у нее и вторую половину, на что получил отказ", - сообщает Союз армян. Организация требует, чтобы армянская комиссия, изучающая сейчас положение сгоревшей церкви Сурб Ншан, заодно занялась и наследием Туманяна. "Ованес Туманян, равно как Илья Чавчавадзе и Мирза Фатали Ахундов, упокоенные в грузинской земле, принадлежат всему миру, и весь мир обязан защитить их светлую память. Помогите предотвратить катастрофу!!!" - говорится в заявлении этой организации.

Корреспондент GTimes обратился к учредителю GEOTURAN Паате Русадзе с просьбой прокомментировать, что ожидает квартиру Туманяна после смены собственника. Оказалось, что грузино-турецкая компания уже передумала приобретать спорное имущество. "Я хотел купить этот дом, но только при одном условии, что там сделают ремонт, - пояснил Русадзе. - А они ремонт не делали, и в таком виде я его не хотел покупать. Там и крыша течет, и ремонт должен быть сделан так, чтобы это меня устраивало. Но сейчас я принял решение вообще не покупать этот дом, потому что из-за него много проблем. Зачем мне это надо?"

Похоже, на этот раз армянскому меньшинству удалось отстоять квартиру Туманяна, в которой можно вновь открыть музей его имени. Подобный музей есть в Лорийской области на севере Армении, в селе Дсех, где Туманян жил после переезда из Грузии. Но и дом в Тифлисе имеет историческую ценность для армян. Первый этаж здания был построен еще в середине 19 века по заказу деятеля культуры и критика Григория Шаншиева (Шаншян). Затем сын достроил еще два этажа. В период, когда там жил Туманян, это здание было местом встречи армянской интеллигенции в Тифлисе.

Наследники писателя много раз просили армянское сообщество и чиновников выкупить часть, принадлежащую Лежаве, и сделать ее культурным центром. Но до сих пор никакой реакции не было. Власти Армении, как страус, предпочли спрятать голову в песок и не замечать проблемы. Так было и с церковью Сурб Ншан, вопрос по которой следовало давно поставить ребром. Однако в Ереване дождались, когда здание почти рухнуло от неумелого тушения пожара, якобы случайно возникшего из-за пиротехнических забав молодежи. Теперь на восстановление церкви нужны огромные средства, которые Армения опять не будет спешить вкладывать, ведь до сих пор спор о собственнике культового здания не решен. Армянской церкви его не отдают.

Если квартиру Туманяна отказались покупать сейчас, это не значит, что кто-нибудь не позарится на нее в будущем. Стоит в ней провести ремонт, и Лежава сможет сбыть ее уже за 120 тысяч долларов, так как цена на жилье в этом районе Тбилиси достигает тысячи за квадратный метр.

Министр культуры Армении Асмик Погосян накануне заявила, что принимать решения по будущему квартиры Туманяна не может, пока вопрос не будет изучен детально. "Было принято решение, что представители интеллигенции во главе с председателем Союза писателей Армении Левоном Ананяном отправятся в Тбилиси, чтобы на месте разрешить все вопросы", - пообещала она. По ее мнению, паниковать рано. Ведь выяснилось же, что Сурб Ншан загорелась непреднамеренно, так стоило ли создавать из-за нее межгосударственные проблемы? "За счет игры слов между двумя государствами, народами, можно с легкостью создать проблемы", - отметила министр.

Она также опровергла сообщения о том, что правительству Армении ранее уже советовали выкупить квартиру. И заверила: "Кто бы ни купил эту территорию, он не сможет ее использовать в разных целях". Но право распоряжаться собственностью по своему усмотрению в Грузии, кажется, еще никто не отменял. Поменьше бы риторики, побольше реальных дел по защите интересов армянского меньшинства в Грузии со стороны официального Еревана, глядишь, и Тбилиси бы относился к культурному наследию грузинских армян более уважительно.