Мужчина и женщина

Иракскому Курдистану угрожает независимость

Курды Сирии, примкнувшие к Сирийскому национальному совету, заявили о создании в пост-асадовской Сирии курдского федеративного государства. 21 марта, в день праздника Навруз, должен объявить о своей независимости Иракский Курдистан. Однако на Ближнем Востоке извлекли главный урок "арабской весны" - резкие перемены бывают только к худшему. Об этом GTimes рассказали эксперты Фархат Патиев и Андрей Арешев.

Недавно 10 курдских партий-сторонниц сирийской оппозиции встретились в Эрбиле, где призвали к созданию в Сирии Курдского федеративного государства. Как сообщает турецкое информагентство Hürriyet Daily News, все участники подписали документ, в котором решалась судьба пост-асадовской Сирии. Согласно ему, после свержения Башара Асада на территории Сирии будет создано Курдское федеральное правительство. Один из выступавших, Кендал Африни, призвал всех курдов Сирии поддержать оппозиционный Сирийский национальный совет. С оговоркой, что сирийские курды будут бороться против Башара Асада и алавитов именно как курды, а не как граждане САР. Спустя несколько недель после этого события, на митинге в городе Африн состоялось столкновение между курдами-сторонниками Асада и курдами-оппозиционерами. К счастью, обошлось без погибших. Но очевидцы событий поняли: в следующий раз жертвы будут. Курды в Африне дрались между собой именно как граждане Сирии.

В Иракском Курдистане готовятся к 21 марта. В этот день Масуд Барзани должен провозгласить независимость курдской автономии Ирака. Барзани заявил, что решение уже согласовано с президентом Ирака Джелалем Талабани и иракскими политиками-суннитами. Видно, что планы Барзани весьма не понравились премьер-министру Ирака Нури аль-Малики. Стоит сказать, что отношения шиита Малики и Барзани оставляют желать лучшего с тех пор, как в Эрбиле укрылся видный суннит, вице-президент Ирака Тарик Хашеми. Напряженные отношения между политическими лидерами экстраполировались на рядовых граждан. Иракские шииты, которые и раньше не особо доверяли курдам и суннитам, начинают смотреть на них как на врагов Ирака.

Похоже, что Масуду Барзани придется серьезно поговорить и с иракскими суннитами, в частности с иракскими туркменами. Туркмены Ирака потребовали для себя влиятельные должности в будущем правительстве Курдистана. Судя по иракским новостям, диалог между Барзани и представителями Туркменского фронта Ирака вышел запутанным. Пока никаких конфликтов между курдами и туркменами не произошло. Однако ничто не вечно под иракским солнцем. Твой союзник может в одночасье стать твоим врагом. Особенно когда речь идет о власти и о нефти. Иракские туркмены претендуют на нефть Киркука. На это же претендуют и курды.

Главный урок "арабской весны" - резкие перемены никогда не несут хорошего. Проект "независимый Курдистан" слишком походит на ловушку для курдского свободолюбия. Для Ближнего Востока он - бомба замедленного действия.

Об этом GTimes рассказали эксперты.

Фархат Патиев, председатель Федеральной национальной культурной автономии курдов России.

Я не уверен, что нынешних курдов Ближнего Востока может кто-то использовать в своих интересах. У курдов сейчас своя самостоятельная политика. Их раньше использовали в своих интересах сторонние державы, но это были XIX и XX века. Тогда курдов использовали для того, чтобы стравить между собой народы Ближнего Востока. Сейчас, в XXI веке, объединение курдов проходит не на территориальной основе. Ты курд не потому, что живешь именно на севере, юге или востоке Курдистана. Объединение курдов идет на основании общей истории, общей культуры. Следовательно, есть необходимость в формировании общей курдской политики. На апрель этого года запланирована общекурдская конференция. Место проведения - Эрбиль. Она планируется уже несколько лет, но по ряду причин все время откладывается. Планировалось, что на этой конференции будут представлены все политические, общественные и культурные объединения курдов мира. Мы ожидаем, что на этой конференции будет наконец поставлен вопрос об окончательной консолидации курдского народа. Это объединение может быть объединением вооруженных сил, общественных институтов, объединенного представительства на международных политических мероприятиях.

Объявить независимым государством сегодня можно любую часть исторического Курдистана. С политической точки зрения, это будет нежелательным шагом. Курдистан - это не просто часть Ирака или Сирии. Курдистан - это целостный организм. Пока не решен вопрос об объединении всех курдов региона, объявлять какую-то часть Ирака или Сирии независимым Курдистаном бессмысленно. О какой независимости Курдистана может идти речь, если до сих пор не решены вопросы Киркука, Мосула, Ханакина? Думаю, что объявление иракского Курдистана независимым государством было поспешным и неосторожным в политическом плане шагом.

Считаю, что Масуду Барзани и Джелалю Талабани, прежде чем объявлять о независимости Курдистана, стоило узнать мнение самих курдов, живущих как на юге Курдистана, так и на севере. Власти Иракского Курдистана, не узнав мнения курдов Ближнего Востока и даже самого населения Иракского Курдистана, приняли крайне неосторожное и поспешное решение, объявив Иракский Курдистан независимым государством. Общекурдская конференция, о которой я говорил, должна решить: нужно ли где-то что-то объявлять или не нужно.

Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа (Институт востоковедения РАН).

Западные страны с помощью Саудовской Аравии хотят создать хаос на Ближнем Востоке. Для этого они сейчас разыгрывают на Ближнем и Среднем Востоке карту курдской независимости. Целью этого хаотического процесса станет глобальная перекройка карты региона. По планам "архитекторов", этот хаотический процесс коснется Сирии, Ирака, Турции, Ирана. Внешние агрессоры рассчитывают на солидные дивиденды. Во-первых, это расчленение Сирии на несколько постоянно враждующих друг с другом квазигосударств. Мы видим, что Сирию подталкивают к кошмару гражданской войны, наподобие той, что происходит в Сомали. Кстати, во время "арабской весны" в Сирии пытались актуализировать курдскую проблему с помощью провокации.

В октябре 2011 года агенты из-за рубежа убили курдского общественного деятеля Мишааля аль-Таммо, а вину потом возложили на "Мухабарат". В том, что это клевета, нет сомнений. Курдское недовольство в Сирии, вызванное убийством аль-Таммо, переросло потом в антитурецкие настроения среди курдов Ближнего Востока. Раскачивание антитурецкой лодки совсем не входит в нынешние интересы Башара Асада.

Я думаю, что всему Ближнему Востоку предрекается участь такого "большого Сомали". Заявление президента курдской автономии Ирака Масуда Барзани о предстоящем 21 марта, о провозглашении независимого курдского государства в день празднования Навруза - весьма показательный шаг. Этот шаг направлен против Турции и Ирана. Турция во главе с Реджепом Эрдоганом подвергается сегодня мощнейшему моральному и психологическому давлению со стороны Запада. Основная цель этого давления - сделать Турцию более сговорчивой относительно западных планов на Иран. В вопросах Сирии Турция действует заодно с Западом, в вопросах Ирана Турция колеблется и не высказывает Западу явной поддержки. Заявление Масуда Барзани о независимом курдском государстве может активизировать акции курдов в Турции и Иране, что спровоцирует там различные конфликты. Независимый Иракский Курдистан неизбежно войдет в основные противоречия со своими соседями по региону. Курдский народ, безусловно, имеет право на свою государственность. Но он ее получает сейчас в такой форме, что повлечет за собой череду бесконечных конфликтов на Ближнем Востоке. Деструктивные процессы на Ближнем Востоке повлияют негативным образом на российский Северный Кавказ. Следовательно, мировому сообществу следует прислушаться к мнению России и Китая по сирийскому вопросу, чтобы Ближний Восток не превратился в "большое Сомали".