Мужчина и женщина

Азербайджан: операция прошла. Успешно?

На прошлой неделе в Городской Диагностический центр Ширвана, города, находящегося в 113 километрах от Баку, обратился двадцатитрехлетний Джамиль Ширалиев. Больной жаловался на острые боли в животе. В результате ряда обследований, в том числе и ренгеноскопии, удалось выявить наличие у больного в брюшной полости инородного тела, а именно - хирургического зажима.

Операция по извлечению инструмента из тонкого кишечника Джамиля Ширалиева длилась пять с половиной часов. В результате больному эктамировали кишечник - отрезали ту часть, которая подверглась гангрене.

Родственники Ширалиева заявили, что 13 сентября 2010 года он поступил в Центральную клиническую больницу города Сабирабада с ножевым ранением. По их предположениям, именно тогда, во время операции хирургический зажим мог попасть в его брюшную полость. Так ли это и переносил ли больной другие оперативные вмешательства, выясняет сейчас Комиссия по врачебным ошибкам при Министерстве здравоохранения Азербайджана.

Руководитель пресс-службы Министерства Анар Гадирли в своем интервью, данном ANS-press, заявил, что уже есть предварительные версии случившегося. "В 2010 году больной оперировался в экстремальных условиях. Он поступил в клинику Сабирабада с тяжелым ножевым ранением. Сейчас идет расследование. Родственники больного тоже должны обратиться в Министерство. Врач, который оперировал Ширалиева, сейчас находится на пенсии, но в ходе расследования он тоже будет приглашен для расспросов" .

В Министерстве здравоохранения не исключают и вероятность того, что инструмент оказался в полости больного не в результате ошибки оперировавшего хирурга.

Эксперт, доктор Адил Гейбулла, считает, что такого рода оплошность, скорее всего, дело рук медицинской сестры, ассистировавшей доктору. " Когда больной поступает в клинику с ножевым ранением, эта внеплановая срочная операция сопровождается паникой, которую сеют вокруг родственники". Что имеет в виду эксперт, утверждая это, не совсем ясно. Может быть, что хирург с многолетним стажем, сохранив хладнокровие, с этой ситуацией справляется, а сердобольная медсестра волнуется, паникует и может забыть тот или иной хирургический инструмент в брюшной полости оперируемого. "Именно медсестра должна быть внимательной в таких делах, доктор оперирует, а она должна смотреть", - говорит Адил Гейбулла.

На вопрос, как получилось, что до сих пор больного не беспокоило инородное тело, находящееся у него в кишечнике, доктор ответил, что, возможно, слой жира не давал почувствовать боль, или гной, который скопился в полости, или положение инструмента. "Но, в любом случае, это очень опасно", - добавил врач.

Родственники Джамиля Ширалиева уже обратились в Министерство здравоохранения и в соответствующие инстанции. Руководитель пресс-службы Министерства не исключает, что следствие по данному делу затянется ввиду того, что "это дела давно минувших дней".

Следует сказать, что в Милли Меджлисе готовится законопроект о защите прав пациентов. До сих пор такого закона не было, соответственно, ни один врач в Азербайджане не привлекался к ответственности за врачебную ошибку.

Что касается пострадавшего Джамиля Ширалиева, то хирург, который оперировал его на этот раз, оценивает состояние больного как среднетяжелое.

Этот случай напомнил о другой истории, когда в еще старом Петрограде некий профессор забыл после операции в прямой кишке больного дренажную трубку в пол-аршина длиной. Этому происшествию посвящен рассказ А.Т. Аверченко "Резная работа".

-Зашивайте, - командует профессор.- А где ланцет? Только сейчас тут был.

- Не знаю. Нет ли под столом?

- Нет. Послушайте, не остался ли он там?...

- Где?

- Да там же, где всегда. В полости желудка.

- Придется расшить.

- Только нам и дела, что зашивать и расшивать. Впереди еще шесть операций.

- А ланцет-то?

- Бог с ним, новый купим. Он недорогой.