Мужчина и женщина

Северокавказские посты поборов и подвигов

Работа многочисленных северокавказских постов заключается в поимке еще более многочисленных бандитов. Но опасность службы полицейские компенсируют доходностью. Жалобы автомобилистов на поборы не прекращаются, несмотря на то, что после обращения правозащитников к президенту России в 2010 году Дмитрий Медведев требовал навести в этой сфере порядок. По поводу одного из блок-постов на границе с Кабардино-Балкарией туристы даже выпустили специальное обращение к жителям республики.

"Уважаемые жители КБР и ближайших регионов, снимите розовые очки!!!... Этот (Баксанский-ред.) пост - узаконенный пункт сбора денег с водителей", - комментируют свой видеоролик на YouTube его авторы - туристы. Им надоело платить ежегодно за проезд в республику "таксу" полицейским. "Если сразу не дал полтинник при рукопожатии (там так принято), тебя просто начинают динамить, и с возрастанием времени возрастает сумма. Меньше 200 рублей мы там не оставляли, ПРОСТО ТАК, ЗА ПРОЕЗД!!!" - возмущаются авторы ролика.

В прошлом году попытка бесплатного проезда через Баксанский пост обернулась для лыжника полуторачасовым разбирательством и проколом глаз на фотографии в документах. В этом году, как показал видеоролик, туристам попался более покладистый полицейский, который так и не смог настоять на досмотре автомобиля. То ли испугался включенной камеры, то ли просто попался порядочный человек. Он объяснял, что осмотр и досмотр всех подозрительных машин входят в его обязанности. А если террористы или наркодельцы поедут на "неподозрительном" транспорте или переоденутся в полицейскую форму? "Своих"-то на посту не тормозят и ни на что не намекают.

К автомобилям с номерами своего региона на постах тоже не придираются. По крайней мере местные члены Всероссийского общества автомобилистов на поборы на Баксанском посту на конференциях никогда не жаловались, сообщил GTimes председатель кабардино-балкарского отделения организации Александр Цимбалюк. "Если кого-то оштрафовали незаконно, мы помогаем защищать интересы автомобилиста в суде. Независимую экспертизу подключаем при ДТП, если страховая компания мало насчитала. А насчет поборов на трассе, я знаю, что это есть, но по этому вопросу у нас никогда не возникали никакие разговоры", - сказал он.

По мнению Цимбалюка, поборами на трассе мучают в основном междугородних перевозчиков, в основном грузовых, но отчасти и пассажирских. Только это, уверен глава Кабардино-Балкарского общества автомобилистов, происходит по всей России. "Какая-то "такса" везде существует. У меня знакомые занимаются бизнесом, возят товары в Москве, Петербурге - везде обирают. У нас даже меньше, чем там, потому что люди меньше зарабатывают", - отметил Цимбалюк.

Между тем, как пишут интернет-пользователи, принцип "время-деньги" работает не только в Баксане, но и на других постах между субъектами СКФО. Полицейские внимательно досматривают автомобиль, если водитель не догадывается, как избежать потери драгоценных 20-30 минут. Сообразительные должны знать расценки: 100 рублей за единичный проезд на легковушке, 50 рублей - для рейсовых маршруток, 200 рублей - за грузовик. Оплатил - и свободно едешь дальше.

Не оплатил, да еще при этом провинился нарушением правил дорожного движения, по мнению инспектора ДПС, - готовься к испытаниям. Артур Сидаков, добиравшийся под Новый год из ингушской Назрани в Северную Осетию, именно так и нарвался на неприятности. Он и "таксу" проигнорировал, и попытался оспорить протокол, составленный за проезд на запрещающий знак. Осетинского парнишку четыре здоровенных ингушских полицейских избили, а потом еще и обвинили в нападении на них. Лишь благодаря осетинским блогерам через месяц его удалось вытащить из ингушской тюрьмы под подписку о невыезде. http://www.georgiatimes.info/articles/72208.html

А ведь помимо блок-постов между республиками и краями, на Северном Кавказе полно других пунктов ДПС, и их сотрудникам тоже не хватает зарплаты на жизнь. Кабардино-балкарских туристов на автомобилях разоряют после Баксана еще и перед Тырныаузом, а потом в самом курортном посёлке Эльбрус. О доходности должности инспектора можно судить по возбужденному месяц назад уголовному делу против капитана полиции КБР, который за 100 тысяч рублей обещал пристроить в ГИБДД местного жителя.

Еще в 2010 году президент России Дмитрий Медведев после встречи с северокавказскими правозащитниками издал поручение "по упорядочению деятельности и оптимизации количества милицейских блокпостов на территории Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)". Количество "пунктов узаконенного сбора денег" должно было снизиться в два раза. Однако местные силовики выполнять поручение не поторопились. Более того, они постарались доказать, что посты нужны и важны. В начале 2011 года полицейские подсчитали, что только за 4 месяца работы на постах между республиками были задержаны 29 человек, объявленных в розыск, и 18 угнанных автомашин. Кроме того, изъято оружие, наркотики, поддельные документы, фальшивый алкоголь.

В августе прошлого года региональные органы МВД все-таки начали "оптимизировать" посты, хотя бы на федеральной трассе "Кавказ". В Дагестане упразднили Джемекенский и Куларский пункты досмотра. На Ставрополье убрали один пост на границе и три внутри края. А вот в других субъектах округа количество постов не изменилось, так как их сокращение приведет к разгулу террористов и бандитов, уверяют силовики. И они правы. Именно на пунктах ДПС чаще всего происходят боестолкновения с вооруженными людьми, отказывающимися от досмотра. Отличить туриста от бандита по глазам под силу разве что экстрасенсам, поэтому инспектор в Баксане все-таки был прав, остановив лыжника с видеокамерой.

Другое дело, что многим полицейским на самом деле глубоко наплевать, кого и что везут через блок-посты. Лишь бы водители заплатили. Басаевский рейд на Буденновск в 1995 году, когда два КамАЗа и Урал с десятками вооруженных до зубов террористов беспрепятственно проехали из Чечни через Дагестан на восток Ставрополья, похоже, так никого и не научил.