Мужчина и женщина

Трагедия Ходжалы: убивали спокойно и хладнокровно

Борьба между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах продолжается на протяжении многих лет. Карабахская война 1992 - 1994 года стала одним из наиболее кровопролитных эпизодов этого противостояния. Баку и Ереван по-разному трактуют многие события тех лет. Мы продолжаем публиковать серию материалов о карабахской войне. GTimes представляет рассказ азербайджанского журналиста-публициста Керима Керимли о событиях того периода.

Конфликт вокруг Нагорного Карабаха - болезненная тема как для Армении, так и для Азербайджана. Много крови пролилось на этой земле, особенно во время Карабахской войны, которая началась в 1992 году. Особый резонанс вызывают события в Ходжалы. GTimes публиковала рассказы армянских и азербайджанских экспертов об этой трагедии, когда погибло множество мирных жителей. Своей точкой зрения с нами уже поделились азербайджанский журналист-публицист Керим Керимли, карабахский правозащитник Альберт Восканян и армянский политолог Левон Мелик-Шахназарян. Мы представляем вам продолжение рассказа Керима Керимли.

"Мы никогда не претендовали на территорию Нагорного Карабаха. Как может, скажем, Российская Федерация претендовать, например, на Краснодар? Ведь эта территория - и есть Россия, ведь когда говоришь Краснодар, это воспринимается как Россия. Как же мы можем претендовать на то место, где мы жили и здравствовали, что принадлежало и принадлежит нам, было нашим и теперь наше, несмотря на временную оккупации? Да, временную, потому что мы никогда не согласимся с этим, и рано или поздно все вернется на свои места. На эту территорию претендовала и претендует Армения, которая впоследствии оккупировала Карабах с помощью внешних сил. И, несмотря на четыре резолюции ООН, Армения до сих пор не отходит от своей агрессивной позиции и не выводит войска с территории соседней страны, являющейся для Армении источником жизни - во всех смыслах слова.

Почему мой армянский коллега Левон Мелик-Шахназарян позволяет себе принимать настолько трагическую позицию для журналиста-профессионала? Цитирую: "...правильнее было бы именовать это "событиями в Агдаме" (ныне Акн), азербайджанонаселенном на то время городе". Почему, спрашивается. Во-первых, между Ходжалы и Агдамом находится Асгеран, райцентр, где на то время жили армяне, и кроме ходжалинцев были уже изгнаны все азербайджанцы. Вокруг остались армянонаселенные пункты. Во вторых, все, кто знают эту местность, прекрасно знают и то, что там нет никакой возможности проскочить, спастись, если вся территория находится под контролем вооруженных до зубов армянских солдат. Уж тем более тогда, когда все освещается сильными прожекторами военной техники. О чем и свидетельствует показания, воспоминания, рассказы всех спасшихся мирных жителей. В третьих, зачем нужно было атаковать мирный город, где не было ни одного военного, еще и предоставлять жителям коридор? А бред о том, что они погибли в пригороде Агдама, наводит на мысли, что это своего рода подтверждение совершенного преступления, а одновременно и попытка поделить ответственность за это преступление. Иначе как понять такие выдумки, как, например, обвинение агдамцев в терроре, в парламенте Армении в 1997-ом году? Иными словами, говоря о том, что ходжалинцев якобы убили агдамцы, или же их убили свои, равносильно такому: "Это сделали мы! Хорошо сделали! Правильно сделали!"

Трагедия Ходжалу. Хладнокровная пропаганда

В четвертых, как можно называть Агдам "Акн"? Что значит "ныне Акн"? Что, когда агрессор захватывает чужую территорию, то сразу само собой меняются и тысячелетние названия городов и сел? Разве это не очередной признак оккупации и агрессии? Разве это не очередной показатель того, какова настоящая причина этой кровопролитной, проклятой войны: жажда захвата чужой земли, чужой территории?

Трагедия Ходжалы: убивали спокойно и хладнокровно. 26656.jpeg

Автор называет Азербайджан агрессором, а какой-то выдуманный "Арцах" обороняющимся. Это, конечно, требует от человека особых способностей. Потому что при этом он только и перечисляет сожженные и захваченные Азербайджанские населенные пункты со сторон "обороняющегося Арцаха". Как Вам логика? Блестяще! Не правда ли?

Видите ли, "находящееся в абсолютной блокаде государство", причем "молодое", голыми руками, методами древних японцев и китайцев, но подготовленное при помощи "древних армянских и молодых арцахских инструкций", по очереди ликвидировало многочисленные Азербайджанские базы и получило огромное количество "трофейного оружия". Таким образом, "настал черед Ходжалу". Что касается Ходжалы, вот это правда. Сжигали, убивали, взрывали, истребляли по очереди.

Что касается названия села Дашалты, стоит отметить следующее. Почему название "Дашалты" неожиданно стало "калькой с армянского названия"? Причем сразу после оккупации города Шуша. А не за 70 лет советского периода, не до этого, в период Азербайджанской Демократической Республики 1918-1920 годов, и не до этого. И ни в одном документе, ни в одной архивной бумаге это не упоминалось никогда. Наши земляки-армяне, между прочим, в первые годы оккупации, было дело, умудрились изменить и название самого города Шуша на какой-то мифический Тигранакерт. Потом поняли, что этот номер в отличии от других не проходит, и решили менять только одну букву в конце - "а" на "и".

Шуши - cимвол или призрак Карабаха?

Что касается сбитого вертолета. В тот ужасный день я стоял на том месте, куда вертолет должен был приземлиться, чтобы проводить сотрудников телекомпании АНС ТВ Вахида Мустафаева (ныне президент компании) и Миршахина Агаева (ныне вице-президент) в Агдам. Они приехали из Баку и в тот день собирались обратно. Это был последний рейс. Именно по этой причине, что они стояли близко, они сразу же после удара смогли снять горящий вертолет. И у нас эти кадры есть. Вертолет сбили, когда он пролетал над селом Гайбалы Шушинского района, который находится в ущелье между Шушой и Ханкенди, центром бывшей НКАО. Воспламененный вертолет с большой скоростью направился в сторону холмов и леса, уже не в направлении Шуши, а наоборот. Не знаю, может быть, пилот сразу погиб. Все происходило на наших глазах. Знающие это место знают и то, что Шуша располагается выше города Ханкенди. Воздушное расстояние там всего километр, а приходится спускаться серпантинной дорогой 11 километров, чтобы доехать до Ханкеди. Горящий вертолет упал на холм. Мы сели на машины и помчались на место падения. Чтобы добраться, надо было ехать около 7 километров. Объехать. Только четыре человека бросились из горящего борта, но, увы, и они не спаслись. Сразу приблизиться невозможно было, пожар был сильный. Потом уже живого никого не нашли. Люди обгорели до неузнаваемости. А что касается того, что "вертолет перевозил новую партию незаконных бандформирований", как пишет мой талантливый и всезнающий коллега Левон Мелик-Шахназарян, то я приведу некоторые имена "членов этой новой партии незаконных бандформирований":

- Аббасов Шахин Али оглы - 42 года, житель г. Шуша, работал в Испольнителном Комитете Районного Совета Народных депутатов;

- Аббасова Садагат Камран кызы - жительница г. Шуша, его жена;

- Аббасова Саадат Шахин кызы - жительница г. Шуша, его дочь, 1 год;

- Алиева Сара Асиф кызы - 27 лет, жительница города Степанакерт, 1988-м году ее вместе с семьей выгнали из Степанакерта. Жила в Шуше. Сара возвращалась из Баку утвердив научную тему диссертации. Она училась в Германии, окончила Пятигорский Институт Иностранных Языков;

- Аллахвердиева Хафиза Али кызы - жительница города Шуши, возраст не помню, но знаю, что дочке, которая погибла вместе с ней, было 16 лет;

- Аллахвердиева Хураман Елдар кызы - ее дочь, жительница города Шуша, 16 лет;

- Гусейнов Салех Шахмар оглы - 56 лет, житель г. Шуша, работал в Шушинском курортторге;

- Дунямалиев Муршуд Амралы оглы - 70 лет, житель г. Степанакерт, Работал преподавателем Степанакертского Педагогического института, 1988 году и его выгнали из Степанакерта. Вынужденно переселился в Шушу;

- Залов Акрам Хосров оглы - 56 лет, житель г. Шуша, работал бухгалтером в почте. Он был инвалидом и в то время болел, как раз в тот день с другими членами семьи возвращался из лечении.

- Залова Бахар Иса кызы - 54 года, жительница г. Шуша, его жена, работала в Шуше в детском садике №2;

- Зейналова Назейла Ибрагим кызы - 35 лет, жительница село Баллыджа Асгеранского района, ее вместе с семьей депортировали оттуда в марте 1988-го года. Они поселились в Шуше, в туристической базе "Шафа", устроилась уборшицей в Шушинском Государственном Музыкальном Драматическом театре;

- Зейналова Рамила Ибрагим кызы - ее сестра, жительница село Баллыджа Асгеранского района, ее то же вместе с семьей депортировали оттуда в марте 1988-го года. Они поселились в Шуше, в туристической базе "Шафа";

- Рустамов Хасай Ибрагим оглы - 62 года, работал в Баку, на заводе "Нефтгазавтомат";

- Гасанова Сакина Гусейн кызы - 43 года, жительница села Ранджбарлар Агджабединского района, домохозяйка, ехала в Шушу на траур по погибшему свояку своей дочери.

Трагедия Ходжалы: убивали спокойно и хладнокровно. 26658.jpeg

Итак, перед вами неполный список погибших в армянском терроре против Азербайджанского гражданского вертолета.

Трагедия Ходжалы. Армения наступает

Господин Левон говорит о симптоматичности, о симптомах, я же вам констатирую факты. Все вышеперечисленные мной погибшие за несколькими исключениями похоронены в Шуше. Пожалуйста, поднимайтесь в Шушу и посмотрите на могилы этих людей. Если, конечно, вандализм армянской "могилофобии" еще не дошел и до этих кладбищ и они не стерты с лица земли, как и другие Азербайджанские кладбища на оккупированных территориях.

До этого дня в Шуше произошли серьезные события. Город подвергался жестокой бомбежке со стороны позиций оккупационных войск и бандформирований. Было много умерших. Пассажиры этого вертолета были в основном родственниками погибших в Шуше людей. Некоторые просто прилетали в Шушу с целью добраться потом до мест постоянного проживания - в соседние районы и села. Другой дороги не было: с конца лета 1991 года была перекрыта наземная дорога из Агдама в Шушу. Мы вынуждены были ехать боле 400 километров по маршруту Агдам - Агджабеди - Бейлаган - Физули - Джебраил - Зангелан - Кубатлы - Лачин - Шуша вместо 38 километров из Агдама до Шуши.

Я могу согласиться с Мелик-Шахназаряном в том, чем был подбит вертолет. Потому что всегда автор террора лучше знает, чем совершил террор, чем тот, кто подвергается этому террору. Логично и естественно, что убийца лучше знает, чем и как, каким инструментом и оружием, каким способом и методом убил безвинных людей, чем сами невинные жертвы. Я в этом с ним согласен. Пусть он не думает, что я обвиняю лично его в убийстве гражданских людей.

Если даже вертолет был сбит "Шилкой", если даже "Шилка" была "приобретена" ими "во время разоружения" какого-то мифического "милицейского полка", то даже и эти "факты" не оправдывают авторов этого кровавого террора против ни в чем неповинных гражданских лиц.

...Я прибыл к месту пожара вертолета через минут 15. Все горело перед глазами. Да, повторяю еще раз, я был одним из тех, кто собирал отдельные части сгоревших человеческих тел. Людей мы узнавали по разным приметам. Кого-то по часам на руке, одного - по уцелевшему Корану, другого - по оставшейся маленькой части одежды, третьего - по золотым зубам во рту. Пережить такой ужас я не желаю даже злейшим врагам человечества... Поскольку вертолет был сбит под вечер, уже темнело, и мы решили работать под свет автомобилей. Но террористы, не успокоившись взрывом вертолета, начали обстреливать нас со стороны недавно оккупированного и сожженного азербайджанского поселка Кяркиджахан и из позиций ниже поселка, мы вынуждены были отойти. Продолжили мы свое дело лишь утром следующего дня.

Трагедия Ходжалу: обреченное село

Что было совершено в Ходжалы, Карадаглы, Мешали, Малыбейли, Джамилли, Туг, Кяркиджахан, Сырхавенд и других населенных пунктах? Человека ловили, привязывали к дерево в лесу и на глазах у жены, тещи и трех маленьких детей - сынишки и двух малюсеньких дочурок - приказывали ему, чтобы он повторил, что Карабах принадлежит армянам. Так сделали с жителем Ходжалы Таваккулом, когда его с семьей, сбегавших из Ходжалы, поймали в лесу. Прямо перед глазами жены Рая, трех детей и тещи Гахраманова Антига Бахшалы кызы. Теща по "милости" истребивших ее семью террористов сейчас живет в Баку. Когда он отказался выполнять приказ, ему на его ноги вылили бензин - до колени. Потом подожгли. Он кричал, его голос проносился по всему лесу. Потом пожар тушили снегом и повторяли приказ. Он опят отказывался. На сей раз уровень вылитого бензина поднялся уже до пояса... И так его тихо, спокойно и хладнокровно убивали, потом расстреляли детей и жену, а отпустили только старушку-тещу. И она, придя в себя уже среди своих, рассказывает все, что произошло. И другие старики и старушки, спасшие благодаря подобной "милости", подтверждают все эти ужасы. Это слышат и жители других селений, и когда на их село наступает следующая партия людоедов, никто не обороняется. Все, боясь повторения Ходжалы, быстро оставляют свои родные места ради спасения своей семьи, детей, дочерей, и уходят. А через некоторое время кто-то гордо напишет: "Данные случаи свидетельствуют о том, что закавказские турки, в силу исторически недавнего переселения в край, были слабо привязаны к этой земле".

Что касается моей "попытки вызвать слезы у читателей", скажу: к великому сожалению великих врунов, я не армянин по профессии и не владею способностью плакать всю свою выдуманную историю, оплакивая все чужое. Чужую землю, чужую культуру, чужой фольклор..."

Рассказал Керим Керимли

Беседовал корреспондент