Мужчина и женщина

Убрать Ахмадинежада: миссия выполнима?

Махмуд Ахмадинежад стал первым президентом Ирана, вызванным для официального допроса в парламент. Иранский лидер в течение нескольких часов отвечал на ряд самых разнообразных вопросов. Самые главные обвинения - это преступления против иранской экономики и неподчинение решениям аятоллы Хаменеи. Некоторые западные аналитики заговорили о перспективе импичмента Ахмадинежаду и даже об уголовном преследовании президента ИРИ.

В чем же депутаты-консерваторы обвиняли Ахмадинежада? Иранскому президенту инкриминировался лично провал социальных реформ, небывало высокий для страны уровень инфляции, нецелевые траты государственных средств и непрозрачность финансовой отчетности по развитию инфраструктуры. Коррупция карается в Исламской Республике крайне строго. Но и это не самое главное. Консерваторы обвинили Ахмадинежада в пренебрежении религиозными устоями государства и в личном неподчинении рахбару Али Хаменеи. Свои обвинения они объясняли тем, что иранский президент неоднократно критиковал политику города Кум, религиозного центра страны.

Ахмадинежад был недоволен излишним давлением аятолл на молодое поколение и преследованием той иранской молодежи, которая выбирала западный образ жизни. Президент ИРИ позволял себе резкую критику религиозной полиции Ирана, которая строго следит за поведением женщин на улицах и их внешним видом. В апреле 2011 года в своем неподчинении аятоллам он зашел дальше - отправил в отставку Хайдара Мослехи, главу разведслужб Ирана. Подобного рода кадровые вопросы находятся только в компетенции Кума, и между Хаменеи и Ахмадинежадом вспыхнул конфликт. Хаменеи неоднократно вызывал Ахмадинежада для разговора. Тот эти требования игнорировал и 11 дней не выходил из дома. Конфликт потом был замят, но память о нем у депутатов осталась. В марте 2012 года они спросили президента, почему он не подчинился аятолле. На это Ахмадинежад ответил: «После инцидента с Мослехи многие люди говорили, что мне нужно отдохнуть и заняться собой». Объяснялся президент в едкой и ироничной манере.

По поводу сегодняшнего допроса Ахмадинежад съязвил, что на месте депутатов «мог бы придумать вопросы получше». Когда его обвиняли в финансовых нарушениях, он иронизировал насчет того, сколько заплатили за свои дипломы о высшем образовании некоторые депутаты и сколько присвоили государственных средств. Работе своего правительства сам он дал наивысшую оценку. "До сих пор мое правительство не совершило никаких серьезных нарушений. Если вы оцените нашу эффективность менее чем на 100%, это будет проявлением несправедливости и трусости", - заявил Ахмадинежад депутатам.

Финансовые преступления и неподчинение аятоллам в Иране не прощают. Конфликт с Кумом стоил поста первому президенту Ирана Аболхасану Бонисадру. В 1981 году ему пришлось бежать из страны. Теперь некоторые члены парламента заговорили об импичменте самому Ахмадинежаду. Вопрос о недоверии президенту был снят репликой спикера парламента Али Лариджани. Лариджани сказал, что «президент ответил на все вопросы, возможно, он был неправ, но этому спору должен быть положен конец». Спикер призвал парламент заняться более важным делом - подготовкой ратификации проекта бюджета.

Конфликт утих, импичмент не состоялся. Но сам факт допроса президента в парламенте - случай, небывалый для истории Исламской республики Иран. Почему это произошло? Свою версию GTimes изложил Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа (Институт востоковедения РАН).

«Очевидно, что внутриполитическая борьба в Ирана сейчас находится на достаточно высоком уровне. Сторонники Ахмадинежада на парламентских выборах потерпели поражение, но борьба продолжается. Почему сторонники президента проиграли? Это напрямую связано с той сложной экономической ситуацией, в которой сейчас находится Иран. Политические противники президента ИРИ сейчас пытаются увязать с его именем валютную блокаду, финансовые трудности, ряд проваленных социальных проектов. Очевидно, что экономика страны, которая находится в экономической изоляции и давится многоуровневыми международными санкциями, не может давать такие темпы роста, какие были возможны в более благополучных условиях.

Я думаю, что Ахмадинежад достойно ответил на обвинения своих оппонентов. Тем более что срок его полномочий истекает в 2013 году, а на третий срок он не пойдет. Несмотря на международное давление на Иран, страна развивается достаточно успешно, при этом опирается на собственные силы. В этом - большая заслуга самого Махмуда Ахмадинежада, двух сроков его президентского правления. Политика нынешнего президента Ирана и его сторонников принесла плоды, благотворные для Исламской Республики. Сейчас в Иране наступает период переосмысления политики Ахмадинежада, в том числе и внешней политики. Вполне возможно, что иранская политика вскоре будет больше прислушиваться к мнению Соединенных Штатов, стараясь тем самым обезопасить стабильность в Исламской республике и в регионе в целом. Другой вопрос: заинтересованы ли сами США в диалоге с Ираном? Здесь дело не в Ахмадинежаде, не в иранской политике и не в иранской ядерной программе. Дело в том, что Соединенным Штатам обязательно нужен враг. Очевидно, что этот враг выбран в лице Исламской Республики Иран. Мы же помним ситуацию, когда президентом Ирана был относительно умеренный и либеральный Мохаммед Хаттами. Он разработал теорию «диалога цивилизаций» и делал все необходимые шаги навстречу Соединенным Штатам Америки. В итоге агрессивный курс Вашингтона в отношении Тегерана не только не был свернут, но и стал еще более последовательным.

Не нужно драматизировать то, что сейчас происходит в Иране. Это нормальный процесс политического диалога, который проходит по своим меркам и правилам. Его ни в коем случае не нужно мерить западными мерками. У Ахмадинежада и его оппонентов есть существенные разногласия, но также есть и нерушимое согласие по самым важным вопросам. Это вопросы поступательного развития иранского государства и иранской экономики. Различия здесь могут быть только в тактике. Я думаю, что недостатки будут по возможности выправляться и там, где это нужно, линия будет корректироваться. Так было при нынешнем президенте, так будет и при его преемнике.

Если бы состоялся импичмент Ахмадинежаду, он бы привел к досрочным президентским выборам. Если бы были доказаны обвинения в нецелесообразном расходовании государственных средств и неподчинении авторитету аятоллы Али Хаменеи, они бы привели к уголовному преследованию нынешнего президента Ирана. Но я считаю, что этого не будет. Все эти обвинения - это политические эмоциональные всплески наиболее рьяных противников иранского президента. Ахмадинежад - такой же политик, как и все остальные, он, прежде всего, человек. У него, как человека и политика, наверняка были свои ошибки. Но даже его рьяные противники подчеркивают личную честность нынешнего иранского президента, его резкое неприятие коррупции и безусловную непричастность к ней. Противники Ахмадинежада наоборот склонны обвинять в коррупции его предшественников, Мохаммеда Хаттами и Али Акбара Хашеми Рафсанджани. В любом случае, вина Ахмадинежада в экономических проблемах Ирана не доказана. Экономика Ирана - сложный феномен. Там существует собственная форма сдерживаний и противовесов, и далеко не все важные решения в экономической и социальной сферах являются прерогативой президента. Обвинения Ахмадинежада в растрате государственных средств - это, скорее всего, интриги внутри самого меджлиса ИРИ. И я думаю, что дальнейшего продолжения они не получат.