Мужчина и женщина

Грузинское правительство берет власть силой?

В Грузии развивается скандал вокруг заявления оппозиции о том, что власти страны создают незаконные вооруженные формирования в Западной Грузии. Скандал явно имеет отношение к стартующей в стране предвыборной кампании. Но если вооруженные формирования действительно появляются, то это может иметь последствия, выходящие далеко за рамки внутригрузинской проблематики.

Приграничный город Зугдиди лежит на западе Грузии. Граница с Абхазией проходит в 12 километрах от города, поэтому уже очень много лет здесь дислоцируются самые боевые подразделения грузинской полиции и спецслужб. Не так давно один из лидеров грузинской оппозиции Ираклий Аласания заявил о том, что здесь формируются незаконные вооруженные формирования. По его словам, власти могут использовать их для подавления протеста в период выборов.

С недавних пор заявления грузинской оппозиции отличаются конкретикой. Так и на этот раз были названы 12 адресов по всему городу, где должны базироваться отряды, а также имена и фамилии членов вооруженных формирований, среди которых есть и преступники, и бывшие участники подполья, совершившие сотни преступлений в соседней Абхазии в 90-е годы. Теперь эти отмеченные заявлением оппозиции дома притягивают журналистов и всех интересующихся. Вроде просто обычные частные дома, каких в Зугдиди сотни и тысячи. И даже соседи говорят, что живут тут обычные люди, а не боевики. Но кто поверит теперь скрывающимся за забором людям...

Сейчас власти и оппозиционеры спорят насчет персонального состава якобы существующих отрядов. Среди тех, чьи имена были опубликованы, есть сотрудники силовых структур, которые и так находятся на службе. А есть и бывшие преступники, и даже человек по имени Дато Шенгелия, тезка которого был лидером движения «партизан» в Абхазии, а уже при Саакашвили отсидел небольшой срок в тюрьме и был досрочно освобожден. Когда Шенгелию освободили, в Абхазии сразу появились подозрения, что он займется своей прежней, хорошо ему знакомой деятельностью - организацией терактов в приграничных районах республики.

Власти Грузии заявляют, что среди сотрудников силовых структур бывших преступников нет.

Вчера в Зугдиди был арестован Серго Чачибая, активиcт партии «Картули Оцнеба» (Грузинская мечта), объединяющей сторонников олигарха и лидера оппозиции Бидзины Иванишвили. Его арестовали на одном из автосервисов города, где он поссорился с неизвестными людьми. Приехала полиция, его усадили в автомобиль и увезли. Он обвиняется в сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов, но в оппозиции уверены - Чачибая арестовали по политическим мотивам. Как считают в городе, именно он «слил» оппозиционным лидерам информацию о том, что в Зугдиди властями создаются вооруженные формирования.

Сама по себе идея создать дополнительные вооруженные формирования, которые помогут власти не потерять рычаги управления, вполне логична. Сейчас грузинская оппозиция сильна как никогда. Возможно даже, что ближайшие парламентские выборы станут для нее первой попыткой поменять власть в стране. А, как показала практика, нынешний режим готов использовать силу по полной. Но только ли для решения внутренних задач создается «дружина»? В этом смысле примечательно, что новых диверсантов днем с огнем разыскивают именно в Зугдиди, городе славных боевых традиций, известном со времен окончания грузино-абхазской войны. В 90-х годах прошлого века здесь базировались отряды диверсантов, которые боролись с «абхазскими сепаратистами». Правда, по большей части они занимались грабежами и обложением данью местного населения. Потом, когда с приходом Саакашвили эти отряды были ликвидированы, здесь появились другие, легальные силовики, которые продолжают вести войну спецслужб, в результате которой постоянно гибнут люди. В пользу того, что отряды формируются для решения не столько внутренних задач, сколько внешних, говорит и тот факт, что их ищут у границы с Абхазией, хотя вопрос власти по большому счету будет решаться в Тбилиси. Поэтому вполне может быть, что власти Грузии планируют новую дестабилизацию на абхазском направлении.

В самой Абхазии это, кстати, заметили. МИД страны еще на прошлой неделе выступил со специальным заявлением, в котором обратил внимание на информацию о создании вооруженных формирований в Западной Грузии. А силовики, работающие в приграничном Гальском районе, считают, что в той или иной степени новая диверсионная война уже идет.

Буквально на днях в одной из местных деревень патруль абхазской милиции обстреляли неизвестные. Милиционеры открыли ответный огонь и ранили в ногу одного из нападавших, который не смог далеко уйти. Оказалось, что он - старый бандит, сидевший еще в советское время. А в Абхазию группа попала для того, чтобы заняться грабежом, причем такой почти средневековой его разновидностью, как нападения на пассажирский транспорт. Дело это теперь небезопасное везде, но бандитам показалось, что на глухих дорогах Гальского района их ждет успех. Но глава местной милиции Лоуренс Когония считает, что все намного серьезнее. И речь идет о проникновении диверсионной группы, которая ставила перед собой цель дестабилизировать обстановку в регионе во время минувших парламентских выборов.

Если в Грузии поставили перед собой цель возродить некогда существовавшее «партизанское» движение, то все это может иметь последствия, выходящие далеко за рамки внутригрузинской политической кухни. Тогда оправдано присутствие в списках оппозиции и бывших боевиков, и просто уголовников, которые хорошо ориентируются на местности в соседнем с Грузией регионе - Абхазии.