Мужчина и женщина

Заключенные кавказцы зовут на помощь

В Мордовии заключенные колонии строгого режима начали массовую голодовку. В акции принимают участие около 50 человек. В социальных сетях появилось обращение заключенных, которые утверждают, что лагерное начальство провоцирует конфликты на национальной почве, пытаясь натравить русскую часть колонии на выходцев из Чечни и Ингушетии. Узники чеченской и ингушcкой национальности жалуются на постоянные придирки со стороны администрации, которая, как они утверждают, под любым надуманным предлогом помещает их на длительные сроки в штрафные изоляторы.

Накануне стало известно, что более 50 человек заключенных уже четыре дня голодают, протестуя против действий администрации колонии. Как отмечается в сообщении, один из заключенных Аслан Джамалев перерезал себе вены, поскольку был доведен до отчаяния.

Сообщается, что отбывающие наказание составили совместную жалобу на противоправные действия руководства исправительного учреждения. После чего 2 апреля в колонию приехал сотрудник УФСИН Мордовии Гусев, "который стал запугивать заключенных, заявляя, что на них будут открыты новые дела и заключенным добавят новые сроки".

По словам авторов обращения, узники протестуют против необоснованного помещения их в штрафные изоляторы и камеры больных туберкулезом в открытой форме, а также против шантажа, когда часть заключенных или их родственников находящихся на воле, заставляют писать заявления на солагерников.

"Кроме того, как стало известно, лагерное начальство провоцирует конфликты на национальной почве, пытаясь натравить заключенных, на выходцев из Чечни и Ингушетии, к которым лагерное начальство придирается и под любым надуманным предлогом помещает их на длительные сроки в ЕПКТ и штрафные изоляторы. Когда чеченцы и ингуши заявили о своем намерении начать голодовку, их поддержали заключенные других национальностей. В настоящее время среди голодающих 20 человек находятся в ПКТ, куда были заключены без всякого на то повода, другие свыше 30, отбывают так же незаслуженное наказание в СУСе", - отмечается в документе.

Заключенные просят помочь им. В обещания лагерного начальства они уже не верят. Как утверждают узники, в ходе предыдущей голодовки руководство колонии обещало действовать в рамках закона, если они прекратят свою акцию. Но как только голодовка была прекращена, по распоряжению администрации большинство из участников акции были помещены в штрафные изоляторы, ПКТ и СУСы, пишет ИА IslamNews.

Голодовки в исправительных учреждениях - явление не такое редкое. Так, с 30 января группа заключенных из находящейся в Тбилиси женской колонии, которые являются матерями маленьких детей, начинают бессрочную голодовку. Осужденные жительницы Грузии протестуют против перевода их детей (не достигших трех лет) в приют для бездомных, пишет в понедельник Газета.Ru.

Как пояснила представитель неправительственной организации "Бывшие политзаключенные за права человека" Нана Какабадзе, женщины, пребывающие в исправительном учреждении, требуют "изменить законодательство таким образом, чтобы их не лишали детей". "Это нарушает и права ребенка, поскольку существует возможность нахождения с родителями, но детям придется расти без матерей", - цитирует Кавказский узел правозащитницу.

Как отметила Какабадзе, в связи с тем, что женщинам предстоит еще долго отбывать наказание в тюрьме, сложно сказать, когда они смогут увидеть вновь своих детей. Объявив голодовку, заключенные женской колонии хотят обратить внимание СМИ на данную проблему.

По словам грузинской правозащитницы, заключенные уже обращались с просьбой о помощи к представителям грузинских властей, а также к супруге президента Сандре Рулофс, однако, по словам Какабадзе, их просьба осталась без ответа, передает "Эхо Кавказа".

В тот же день в Тбилиси состоялась акция, посвященная положению прав заключенных в местных тюрьмах. В ней приняли участие известные общественные деятели, адвокаты, а также родственники арестантов. Выступающие сообщили о многочисленных случаях нарушения прав человека в местах лишения свободы. Снисхождения нет никому - даже смертельно больным узникам.

Элгуджа Чхаидзе, адвокат: "У нас есть закон, по которому заключенных в последней стадии болезни освобождают. Но такие случаи очень редки. У нас сейчас есть семь или восемь таких заключенных, но им нужно решение комиссии. А комиссии нужно платить - 1500-2000 лари. А у этих людей нет этих денег. Одного только отпустили и только потому, что ему уже оставались считанные дни. Потому только и освободили".

Рапорты грузинских властей о строительстве демократического общества и уважительном отношении к каждому гражданину воспринимаются с горькой усмешкой, если знать о реальном состоянии дел в судебной системе.

Гела Николеишвили, адвокат: "Мы ищем пути решения тех проблем, которые в основном сводятся к тому, что в грузинских тюрьмах широко распространены и бывают почти каждодневно случаи, когда с заключенными обращаются бесчеловечно и унижают их достоинство. Это прямо противоречит третьей статье европейской конвенции (о правах человека).

Пренебрежение демократическими нормами может дорого обойтись руководству Грузии, поскольку недовольство его политикой высказывают не только за решеткой, но и на свободе.