Мужчина и женщина

Баку и Тебриз: битва пикетов

На днях возле посольства Ирана в Баку прошел пикет. Участники выражали протест иранской политике на Южном Кавказе. Особое неприятие азербайджанцев вызвала поддержка Ираном Армении и "предвзятое отношение к Азербайджану". Бакинский пикет планировался как ответ на акцию в Тебризе, которая прошла 8 мая этого года. Азербайджанцев возмутило, что митинговавшие назвали Ильхама Алиева "сионистом". Искры раздора задели и Армению. Один из бакинских плакатов оскорбил честь и достоинство Сержа Саргсяна.

Бакинский пикет прошел четыре дня назад, а со дня акции в Тебризе минула неделя. О прошедших событиях можно рассуждать в таком ключе: действия простых граждан Азербайджана и Ирана отразили общее отношение Баку и Тегерана друг к другу. Безо всякой доли преувеличения, эти отношения из просто прохладных превратились в резко негативные.

Яркой иллюстрацией этого негатива служат плакаты бакинского лагеря. Такие надписи были на плакатах в Баку: "Иранским муллам-гомосексуалистам нет места в Азербайджане", "Позор Ирану", "Иран посылает в Азербайджан наркотики и террористов". "Почетное" место на пикете в Баку было отведено фотоколлажам, иллюстрирующим дружбу Ирана и Армении. На одном из них лидеры Ирана и Армении изображены в позах, характерных для гомосексуалистов. Это оскорбительное "художество" дало повод армянским СМИ высказаться о бакинской акции как о "проведенной в полном согласии с тюркским менталитетом". В общем, искра от трений между Ираном и Азербайджаном, как это обычно и бывает, коснулась Армении. На что последовал армянский ответ.

Как известно, бакинский пикет был проанонсирован как ответ пикету в Тебризе, прошедшему 8 мая. В общем, это был симметричный ответ Южному Азербайджану от Северного. Северных азербайджанцев возмутило то, что 8 числа в Тебризе Ильхам Алиев был назван "сионистом". Таким образом тебризцы указали на активные контакты администрации Алиева с Израилем: сотрудничество этих стран в области вооружения, покупку Израилем заброшенного азербайджанского аэродрома Ситалчай и так далее. Все эти действия указывают на то, что Азербайджан стал большой израильской военной базой, от которой Ирану ничего хорошего ждать не приходится.

Тебризские лозунги насчет "сиониста Алиева" - только часть картины того, что произошло неделю назад в Иране. Собравшиеся в Тебризе митингующие потребовали от Алиева запретить проведение в азербайджанской столице гей-манифестаций, намеченных на 27 мая этого года. Гей-шествия должны пройти параллельно с "Евровидением", открытие которого состоится в Баку 26 числа. Официальный Баку пока не делал по этому поводу никаких заявлений. Однако некоторые азербайджанские СМИ сообщают, что власти страны, судя по всему, не будут препятствовать проведению гей-парада, чтобы показать Азербайджан как толерантное и светское государство.

Читайте также Баку пугает Запад исламом

Как сообщает азербайджанское издание Faktxeber.com, Азербайджан, принимающий в этом году "Евровидение", был просто обязан дать ЛГБТ зеленый свет. "Уже известно, что финальный концерт "Евровидения-2012" пройдет 26 мая. Между тем в этот день в разных городах мира проводятся парады и шествия, призванные показать всему миру "культуру" лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов (так называемое ЛГБТ-сообщество). Это движение превратилось в символ "Евровидения". В этом году такое мероприятие пройдет и в Баку. Ликованию азербайджанских геев, лесбиянок и других людей с отклонениями от традиционной сексуальной ориентации нет предела", - пишет издание. И задается вопросом: "Как назовут гей-парад в Баку - городе, который объявлен столицей исламской культуры?"

Бакинская официальная пресса интерпретировала совокупность иранских обвинений как "оскорбительные лозунги в адрес Азербайджана и его руководства". Сказало свое слово и азербайджанское мусульманское духовенство, которое присутствовало на митинге. Представитель Управления мусульман Кавказа по западному региону Азербайджана, хаджи Таир Карабаги в своем выступлении сказал, что "отношение Ирана к Азербайджану расходится с основами исламской религии". Иранским аятоллам на этом пикете припомнили поддержку оппозиционной в Азербайджане Исламской партии и активную проповедническую деятельность иранского духовенства в Азербайджане. Стоит сказать, что азербайджанские власти в течение многих лет глушат сигналы иранских телестанций, расположенных в приграничных с Ираном райцентрах Лерик, Джалилабад, Масаллы, Ширван, Имишли и Биласувар.

Апофеозом недовольства Ираном в Азербайджане стали, конечно, факты судебного процесса над Исламской партией Азербайджана (ИПА), прошедшего в августе прошлого года. Лидеров ИПА обвинили в терроризме, сепаратизме и подготовке государственного переворота. Как говорилось на суде, спонсируемые Ираном шиитские экстремисты ИПА создали в бакинском пригороде Нардаран независимое исламское государство, которое не подчинялось официальным властям. До недавнего времени в Нардаран не пускали азербайджанских чиновников, военных, представителей местного МВД. В этом пригороде действовали законы шариата. В магазинах не продавали свиное мясо и алкоголь, все женщины в публичных местах носили традиционную иранскую чадру. Все, что хоть как-то ассоциировалось у нардаранцев с бакинской властью, воспринималось ими в штыки.

С 1996 по 2006 год Нардаран слыл по всей республике как очаг нестабильности, которую официальные власти связывали с деструктивным иранским влиянием. Сами жители объясняют агрессивные настроения в Нардаране проще: крайней бедностью. В годы СССР Нардаран специализировался на том, что поставлял цветы всему Советскому Союзу, от Баку до Владивостока. Жители пригорода жили цветоводством из поколения в поколение. После распада СССР все старые связи рухнули, уровень жизни в пригороде резко упал. Масла в огонь бедности подлила скупка за бесценок нардаранской земли азербайджанскими бизнес-магнатами вроде бизнесмена Араза Агаларова, свекра дочери Ильхама Алиева Лейлы. Конфликты на этой почве интерпретировались властями как плоды влияния Ирана и ИПА. С этой точкой зрения были несогласны многие видные азербайджанцы, в том числе Алтай Гоюшов, известный далеко за пределами республики ученый-теолог. "Нардаранцы смотрят иранское телевидение, уважают Иран. Но жители Нардарана - не марионетки Ирана", - сказал как-то журналистам Гоюшов.

Читайте также Территориальная нецелостность Азербайджана

Однако вернемся в май 2012 года, в Баку. Резолюция, принятая участниками пикета возле посольства ИРИ, гласит: "Иран занимает предвзятую позицию в отношении Азербайджана, налаживает дружеские отношения с Арменией, проводит культурный геноцид против 30 миллионов этнических азербайджанцев, проживающих в Иране". Ааятолла Моджтахид Шабестари, проводивший намаз в мечети Тебриза, обвинил Азербайджан в антиисламской политике и призвал верующих провести у здания генконсульства Азербайджана мирный митинг протеста. Как уже говорилось, этот митинг повлек за собой ответную акцию в Баку, где некоторые активисты выкрикивали оскорбления в адрес верховного аятоллы Ирана. Который, кстати, является этническим азербайджанцем.