Мужчина и женщина

Есть ли жизнь на армяно-турецкой границе?

Возможные последствия открытия армяно-турецкой границы обсуждают не только политики и общественные деятели в Ереване, но и жители приграничных с Турцией сел Армении. Отношение к подобной перспективе неоднозначно. Одни сельчане надеются на новые торговые связи, другие сетуют, что открытая граница может навредить не только их экономическим возможностям, но и личной безопасности. Подобные аргументы в беседе с корреспондентом GTimes изложили жители приграничного села Джанфидаи.

Село Джанфидаи Армавирской области Армении расположено непосредственно около границы с Турцией. Здесь всего несколько десятков домов. И хотя местная инфраструктура достаточно развита, основным занятием и источником дохода является сельское хозяйство. Преимущественно равнинная местность с отлаженным водоснабжением дает возможность выращивать виноград, абрикосы, черешню, вишню и другие фрукты, а также овощи, в частности помидоры. Развито и скотоводство. Тем не менее единственной и самой главной проблемой для жителей Джанфидаи является близость к государственной границе.

Значительная часть земельных участков сельчан расположена за колючей проволокой - границей демаркационной зоны. Для того чтобы обрабатывать свои участки или выпускать скот на пастбище, жители Джанфидаи вынуждены получать разрешение на несколько месяцев у руководства пограничной заставы. При прохождении КПП они должны иметь при себе паспорт и специальное разрешение. Зачастую за демаркационной линией находятся самые плодородные земельные участки, однако без особого разрешения обрабатывать их не разрешается. Если в других селах сельскохозяйственные работы начинаются с восходом солнца и заканчиваются с закатом, то здесь работа кипит только в отведенные для этого часы. Трудности с обработкой земельных участков вынуждают многих мужчин либо записываться на контрактную службу в погранвойска, либо искать работу в другом месте.

Проблема с границей возникла для сельчан еще в советское время. С 1934 года в СССР действовал особый режим для приграничных поселений. Для доступа на эти территории гражданам СССР необходимо было получать пропуск. Пропуск можно было получить в отделении милиции по месту жительства. Лицам, постоянно проживающим в пограничной зоне (имевшим в паспорте соответствующий штамп о прописке), не требовался пропуск к их месту жительства, но требовался пропуск в другие пограничные зоны.

Читайте по теме: Армения и Азербайджан: к сближению не готовы

После развала СССР статус приграничной зоны на границе между Турцией и Республикой Армения почти не изменился, тем более что армяно-турецкую границу охраняют российские войска. Официально граница между Арменией и Турцией проходит по реке Аракс, однако в советские годы приграничной проволокой отделили территорию до 5-ти километров вглубь страны. После провозглашения независимости урезанные советским руководством земельные участки приграничных сел Армении так и остались за колючей проволокой, а проводящаяся с 1994 года блокада со стороны Турции еще больше усугубляет положение. Таким образом, жители сел вынуждены приходить к своим участкам через ворота заставы, да еще и на ограниченное время.

Есть ли жизнь на армяно-турецкой границе?. 27281.jpeg
Река Аракс, разделяющая Армению и Турцию

Тем не менее перспектива открытия армяно-турецкой границы ставит население сел в замешательство. Возникает вопрос: будет ли польза от открытых границ? С одной стороны, сельчане надеются, что будет открыт новый рынок сбыта сельскохозяйственной продукции в Турцию, но вместе с тем они обеспокоены возможностью ввоза в Армению низкокачественных, но дешевых овощей и фруктов из самой Турции. Кроме того, беспокойство вызывает возможность этнической миграции в Армению из приграничных районов, преимущественно населенных курдами.

Мы побеседовали с пожилым мужчиной, жителем села Джанфидаи. "А наши помидоры, наши абрикосы где будем продавать? Если их овощи и фрукты завезут сюда, то нам с нашими чего делать? Наши фрукты конкурентоспособные, но они могут привести товар почти за бесценок, и наш товар от этого проиграет", - жалуется крестьянин.

"Оттуда, вон, лук иногда привозят, и наш уже не продается. Когда оттуда чего либо привозится, наш товар пропадает", - соглашается с ним односельчанка.

"Никто не может сказать, что будет, если граница будет открыта. Вот, ночью спишь, а вдруг чего... А сегодня село спит в безопасности. Граница охраняется день и ночь, и мы спокойны. И решение проблемы с землей не может возместить потерю безопасности. Вот, скажем, переход границы стал свободным, но насколько?" - спрашивает крестьянин.

Если проблемы безопасности тревожат только отдельных жителей села, то вопрос конкуренции с дешевыми турецкими овощами и фруктами беспокоит практически всех. Мы побеседовали еще с одним жителем деревни:

- Вы против открытия границы?

- Мне , честно говоря, все равно, будет ли граница открыта или нет.

- А как отразится открытие на торговлю вашими продуктами?

- Конечно же, отрицательно. У них те же продукты, что и у нас. Их продукты нам помешают. Но если наши власти нам помогут с дешевыми удобрениями, и разницы в цене между нашими и их продуктами не будет, то нам это не помешает. Если их помидоры, фрукты будут дешевые, соответственно, наши не будут пользоваться тем спросом, что сейчас. Тем более если разница будет большая.