Мужчина и женщина

Власти Грузии против оппозиции: битва в эфире

В Грузии намечается еще один скандал вокруг попыток близких к властям структур взять под контроль медиарынок. Разборки между собственниками происходят в двух телекомпаниях "второго дивизиона" - "I стерео" и "Стерео+". Наш корреспондент Нино Сванидзе рассказывает о подробностях этого конфликта.

Директор телекомпаний "I стерео" и "Стерео+" Давид Зимфимиани отстранен от работы, а его подчиненных не пускают в здание. Зимфимиани, кажется, еще надеется попасть на свое прежнее рабочее место, но, похоже, зря. Он является и совладельцем, и учредителем медиаструктур, но другой совладелец, а отныне и директор Васил Кобаидзе, нанял новую службу охраны - как раз для того, чтобы она не пустила бывшего начальника в здание.

Конфликт начался 18 мая. Именно в этот день владелец 65% имущества телекомпании "I стерео" Васил Кобаидзе, минуя собрание партнеров, утвердил себя директором. Причина конфликта в том, что телекомпания начала сотрудничество с "9 каналом", который принадлежит Бидзине Иванишвили. Этот канал был закрыт олигархом еще в 2005 году, но недавно он возобновил вещание.

Проблема лежит на поверхности. Реальным совладельцем "I стерео" и "Стерео+" является Давид Бежуашвили, один из самых влиятельных в Грузии людей, к тому же близкий соратник президента Саакашвили.

Но и Давид Зимфимиани тут не пустое место. Ему принадлежат 22 процента акций в "I стерео" и 68 процентов в "Стерео+". Но Зимфимиани зашел слишком далеко в свободе слова, когда начал сотрудничать с "9 каналом". Договор о сотрудничестве оформлен именно на "Стерео+", которым по большей части владеет Давид Зимфимиани.

В интервью GTimes Зимфимиани говорит о том, что Васил Кобаидзе является всего лишь зиц-председателем, тогда когда реально правит бал Бежуашвили, человек, с которым мало кто в Грузии посчитает возможным тягаться.

"Давид Бежуашвили говорил, что мне лучше уехать в "свою Америку" и оставить здесь все. Конечно, я этого не сделал. Я не тот бизнесмен, которого можно напугать, махнув пальцем", - говорит Зимфимиани.

"Стерео+" взяла на себя техническое обслуживание "9 канала". И выяснила, что абсолютно новая телевизионная техника, доставленная из Европы, была испорчена, причем не во время транспортировки и не из-за производственного брака. Технику сожгли на месте.

ВИДЕО: Самозащита грузинских СМИ

Ситуацию комментирует генеральный директор "9 канала" Каха Бекаури: "Это еще один барьер и для "9 канала", и вообще для свободных СМИ. Когда проблему создают телекомпаниям, которые помогают нам в распространении эфира и в технической деятельности, понятно, отчего происходит это давление", - говорит Бекаури.

Согласно имеющейся лицензии, у "I стерео" есть право на все виды вещания, кроме информационного, а "Стерео+" может транслировать и информационные выпуски. Зимфимиани говорит, что именно возможность его канала распространять политическую информацию и представляет угрозу для властей. Суд наложил запрет на управление долями Зимфимиани в телекомпаниях. Также наложен запрет и на все его частоты вещания. А Васил Кобаидзе подал в городской суд Тбилиси иск против Давида Зимфимиани: партнер требует от него возмещения нанесенного телекомпании ущерба.

Вот как интерпретирует дело Гиоргий Кавлашвили, адвокат Васила Кобаидзе: "Давид Зимфимиани вел свой бизнес параллельно и в ущерб "I стерео", предпочитая развивать "Стерео+". В итоге у "I стерео" появились проблемы в плане доходности. И у нас есть к нему финансовые претензии".

Давид Зимфимиани подал встречный иск по поводу запрета на вещание телекомпании, поскольку "Стерео+" является не только его имуществом, и убытки несут все совладельцы компании.

Говорит Сосо Бараташвили, адвокат Давида Зимфимиани: "Это классическая схема, по которой и раньше работали, и теперь работают, когда у владельцев компании отнимают доли. Сначала появляется запрет, затем туда входит налоговая, потом происходит начисление суммы, тяжелое материальное состояние владельца, переход дела в уголовную сферу и последующее развитие таких негативных процессов. Какие незаконные действия будет делаться дальше со стороны правительства, покажут последующие дни".

У Сосо Бараташвили имеется большой опыт в таких делах. Он вел дела телекомпаний "Иберия", "Имеди", "Рустави-2". Адвокат говорит, что принятое 18 мая решение о переизбрании директора незаконно, и, в случае признания его недействительным, все последующие шаги, такие как наложение запрета на доли и частоты, также считаются незаконными. Этот взгляд разделяют и в Ассоциации молодых юристов. Они включились в дело, исходя из общественных интересов, и ведут независимое расследование.

Натиа Капанадзе, юрист Ассоциации молодых юристов: "Если бы собрание было проведено в рамках закона, оно могло бы вынести решение, поскольку владеет 50% долей. Но собрание было проведено незаконно, поскольку нет разосланных приглашений. А значит, его решение не может быть легитимным. Собрание, на решение которого опирается суд, было проведено с участием только одного акционера", - говорит Капанадзе.

Но адвокат нового директора Гиоргий Кавлашвили говорит о том, что спор идет об очень существенной сумме - порядка двух миллионов долларов. Этим он оправдывает действия Васила Кобаидзе, отставившего Зимфимиани, поскольку его деятельность, как считает оппонирующая сторона, несла серьезный материальный ущерб телекомпании "I стерео".

В описаниях судебных перипетий можно легко увязнуть, не заметив главного - кто стоит за новым директором Василом Кобаидзе. Он учредил в 2011 году энергокомпанию ООО "Энергомонтаж 2011". С этих пор он появляется и в "I стерео". До этого доля Кобаидзе в течение нескольких лет принадлежала ООО "Индустриальная группа холдинга Грузии". Его учредитель - Роберт Бежуашвили. Он отец члена парламента Давида Бежуашвили и руководителя службы иностранной разведки Гелы Бежуашвили, а Васил Кобаидзе - их зять.

Рассказывает Кибар Халваши, прежде один из близких к президенту Саакашвили людей, ныне опальный бизнесмен. "В ноябре 2006 года, когда Иракли Окруашвили оставил должность министра экономики, мне позвонил президент, вызвал к себе и сказал, чтобы по дороге я зашел к Гиоргию Арвеладзе. Арвеладзе сказал: "Мы решили, что ты, Бежуашвили и некая личность будете владельцами телекомпаний "Мзе", "Рустави-2" и "I стерео". Это решение принял сам президент, и правление передал Давиду Бежуашвили", - рассказывает Халваши.

Читайте по теме: Саакашвили, укравший "Солнце"

Позже телекомпании "Мзе" и "Рустави-2" Бежуашвили переоформил на имя друга президента, а свою долю в "I стерео" - на зятя.

Сегодня неизвестно, откуда идет вещание телеканала. В эфир выходят старые записи. В знак протеста сотрудники "I стерео" ушли с работы.