Мужчина и женщина

К власти в Грузии с Божьей помощью

Последнее время в грузинских СМИ часто появляется информация об азербайджанцах Дманисского района Грузии, принуждаемых представителями правящей партии клясться на Коране в том, что на предстоящих парламентских выборах они будут голосовать за партию "Единое национальное движение". Чтобы выяснить, имело ли место такое своеобразное "принуждение" к выбору правящей партии, корреспондент GTimes отправился в азербайджанские села вышеназванного района.

Дманиси находится примерно в 100 километрах к юго-западу от грузинской столицы и насчитывает 52 деревни, более 30 из которых - азербайджанские. Конечно, побывать во всех селах мы не смогли, но с населением нескольких из них поговорить удалось. И это дало нам основание сделать выводы обо всех районах, ведь азербайджанцы живут здесь довольно компактно и новости разносятся очень быстро. Если представители правящей партии действительно побывали в отдельных селах, вынуждали или даже всего лишь просили людей отдать голоса за "националов", скорее всего, об этом уже известно и в самом Дманиси, и в других его селах. Но, к своему удивлению, мы не обнаружили никаких следов принуждения. Честно говоря, в этом, как нам показалось, и надобности нет: они и так все как один за "Единое национальное движение. В принципе, так было всегда: национальные меньшинства в стране большей частью являлись "электоральным ресурсом властей".

Читайте также: Нацменьшинства - кость в горле грузинских властей?

Наш респондент Али Бабаев, председатель неправительственной организации "Грузия - моя Родина", находится в тесной связи с азербайджанской диаспорой и знает о ее проблемах.

- Религиозная община азербайджанцев Грузии всегда была прикреплена к Азербайджану. У нас был один шейх - Аллахшюкюр Паша-заде. А в ноябре 2005 года, по инициативе заместителя губернатора Квемо-Картли, была создана местная религиозная организация. А позже, в июле того же года, несколько религиозных деятелей Грузии совместно с чиновниками учредили местный религиозный орган, назначили своего шейха, муфтиев, суннитское руководство, тем самым положив начало расколу Мечети. Некоторые признают новый религиозный орган, другие - нет. Это происходит не только среди населения, но и среди духовных лиц. Представьте, что в некой деревне есть свой молла, а новоучрежденная мечеть посылает туда своего представителя, который служит в большей степени правительству, чем Богу и простым людям. И вот начинается противостояние между духовными лицами. Все эти процессы, конечно же, контролируются извне. В итоге обостряются взаимоотношения шиитов и суннитов, возникают такие радикальные течения, как ваххабизм.

- Вы не раз говорили в местных СМИ о том, что духовных лиц привлекают к процессам воздействия на население с целью склонить к правящей партии, заставляют ходить по селам и вынуждать народ клясться на Коране. Но разве в этом есть потребность? С кем бы мы ни говорили в районах, где проживают азербайджанцы, мы сталкиваемся с благоговейной любовью населения к Михаилу Саакашвили. Или это тоже результат запугивания?


- Когда на политической арене появляется новый человек, у людей появляется надежда. Хочется верить, что вот этот новый даст им хлеба, зрелищ и всего прочего. Его выбирают. Скажем, 30-40 % действительно принимают участие в выборах, а остальные результаты фальсифицируются. Новый президент первое время действительно почти оправдывает ожидания электората. Так было и с Саакашвили. Но вот последнее время люди уже больше стали видеть и понимать. Социально-экономическое положение их с каждым днем ухудшается - земли отбираются, питьевой воды в селах нет, дороги в ужасающем состоянии, кругом безработица. Они больше ничего не ждут от нынешнего правительства. И еще один момент. Оппозиция никогда не была такой сильной и активной, как сейчас. У людей был недостаток информации. Сейчас в связи с

К власти в Грузии с Божьей помощью. 27821.jpeg

активизацией коалиции "Грузинская мечта", представители которой ходят по деревням и районам, активно пропагандируют и просвещают народ, азербайджанцы больше знают о политической жизни Грузии. Они разглядели альтернативную идею, альтернативный путь развития страны. И наблюдается тенденция склонения к оппозиции. Стали проводится акции протестов, митинги. Все это не могло не попасть в поле зрения чиновников. И в ответ власти пустили в ход свои своеобразные методы воздействия на население. И вот самым последним из них и явился этот обет с Кораном.

Читайте также: Саакашвили скупает народ по дешевке

- К вам лично поступали прямые жалобы от представителей азербайджанской диаспоры на то, что их нечестным путем склоняют голосовать за правящую партию?

- Да. И представители оппозиции неоднократно ездили и снимали на месте недовольства жителей разных сел. Одна из этих деревень - Ирганчай Дманисского района. И мы туда ездили и говорили с жителями.

- А как обстоят дела с духовными лицами? Вы лично знакомы с кем-нибудь, кто принимал участие в акции, назовем ее условно "Операция Коран"?

- В Марнеули есть общество "Ахлибей". У них есть своя мечеть. Их духовные лица участвовали в процессах борьбы с подобного рода инцидентами использования религии и Корана в личных интересах, и государственных в том числе. Таким образом было собрано более 8 тысяч голосов.

- А как насчет духовных лиц Рустави? Вы в одном своем выступление особо подчеркнули именно их сотрудничество с властями.

- Да. У нас была информация о том, что в Гардабани устроили собрание духовных лиц Рустави. И со стороны заместителя губернатора им был дан строгий наказ: быть активными в период парламентских выборов.

- Назовите какие-нибудь конкретные имена, мы съездим и поговорим с ними.

- Вы знаете, я думаю, никто открыто с вами говорить не будет. Вообще, на мой взгляд, духовное лицо должно быть далеко от политики, а уже тем более от такого "служения" власти.