Мужчина и женщина

Шпионские игры в «давай, до свидания!»

В течение двух месяцев лета за свободу Гилала Мамедова сражались талышские активисты из России. Они созывали пресс-конференции, писали в администрацию Путина, в Госдуму, к Равилю Гайнутдину. Сегодня, 2 августа, состоялся талышский пикет у здания посольства Азербайджана в России. На него пришло всего четыре человека. То ли помешала московская жара, то ли другие обстоятельства. Будущее самого Гилала - под большим вопросом. Мало кому известный талыш вопреки своей воле стал жертвой грязной политической игры.

Гилал Мамедов - профессор математики, талышский общественный деятель, главный редактор газеты "Голос талыша". Газета не выходит уже два года, имя Гилала известно в очень узком кругу лиц. В июне 2012 года ролик "Давай, до свидания!", который Гилал выложил на Youtube, сделал его российской знаменитостью. Канал НТВ, делавший по этому поводу сюжет для программы "Центральное телевидение", разыскал Гилала, и тот пригласил журналистов к себе, в Баку. Там он рассказал о жанре мейханы и о том, как мейхану преследовали власти советского Азербайджана. Имя Гилала склоняли в Рунете на все лады, знаменитую мейхану слушали с большим удовольствием. Взлет популярности Гилала не оставил равнодушными и Министерство национальной безопасности Азербайджана. Талыш-мейханист, правда, интересовал их совсем по другому поводу.

В июне 1993 года в Азербайджане свергли президента Абульфаза Эльчибея. На Баку двигались сторонники полковника Сурета Гуссейнова. Пользуясь ситуацией, азербайджанские талыши заявили о своих правах на самоопределение. 21 июня 1993 года талышский лидер Альакрам Гумматов, ветеран Карабахской войны, выступил по городскому телевидению Ленкорани, объявив о создании в составе Азербайджана Талыщ-Муганской автономной республики.Гумматова поддержали талышские интеллектуалы, среди которых был лидер оппозиционной Эльчибею Партии народов Азербайджана, математик Гилал Мамедов. Гумматов и Мамедов заявляли о себе как "автономисты" и сторонники свергнутого экс-президента Азербайджана Аяза Муталибова. Требования талышей были вполне конституционными: право на автономию, на предоставление всем языкам Азербайджана равных прав с тюркским и внесение соответствующих поправок в Конституцию. Однако действия руководства Талыш-Муганской автономии вскоре привели к вооруженным столкновениям в Ленкорани и человеческим жертвам. В августе 1993 противоборствующие стороны в Ленкорани были разведены войсками и.о. президента Азербайджана Гейдара Алиева. Талышская республика пала, Гумматов был арестован по обвинению в государственной измене и позже приговорен к смертной казни. Гилал Мамедов, опасаясь преследования, 12 лет скрывался в России.

Читайте также Иранский шпион?Давай, до свидания!

Все эти 12 лет Гилал проживал в Санкт-Петербурге, городе своей студенческой молодости. Эмиграция помогла ему подлечить у питерских медицинских светил хроническую астму. За время эмиграции Гилал резко переоценил свои действия летом 1993 года. "Сама идея и ее осуществление носили характер провокации, жертвами которой стали десятки обманутых. Кем была организована эта провокация и с какой целью, мы и тогда понимали", - писал Гилал в одной из своих статей. В 2005 году Гилал, рискуя своей жизнью, вернулся в Азербайджан. "Я был единственным вернувшимся политэмигрантом. В любое время меня могли арестовать или убить", - вспоминал Мамедов. Его успокаивало то, что Азербайджан к тому времени стал членом Совета Европы и в стране постоянно дежурили правозащитные миссии.

Талышский математик заявил о своей поддержке правящего курса и зарегистрировался кандидатом в депутаты Меджлиса. Его бывшие соратники по талышскому движению восприняли это как измену и прекратили с ним все отношения. "С 2005 года Гилал заявляет о своей поддержке Алиева. Кроме этого, у него хорошие отношения с оппозицией, которая является до мозга костей пантюркистской. По этой причине я с ним долго не общался", - сказал GTimes талышский историк Фахраддин Аббасзода, бывший в 1993 году спикером меджлиса Талыш-Муганской республики.

Гилал старался играть по азербайджанским правилам, но от проблем это его не избавило. Проблемы начались после того, как в феврале 2007 года был арестован талышский ученый-лингвист Новрузали Мамедов, главный редактор газеты "Толыши Садо" ("Голос талыша"). Возглавивший газету Гилал Мамедов принялся помогать арестованному Новрузали, обвиненному в шпионаже в пользу Ирана. Гилал писал статьи, где доказывал абсурдность обвинения ученого, связывался с правозащитниками, иранскими талышами и депутатами иранского парламента.

Тем временем МНБ Азербайджана "раскрутило" дело "шпиона Новрузали Мамедова" до международного уровня. В шпионскую деятельность оказались включены многие известные иранские талыши, в том числе иранский ученый-талышевед Али Абдоли. Довольно забавно, если знать, что ровно 28 лет назад Абдоли обвинялся спецслужбами Ирана в шпионаже в пользу... КГБ Азербайджана.

С семьей арестованного Новрузали Мамедова тем временем творились весьма странные вещи. Сыновей Новрузали неоднократно задерживали прямо на улице и жестоко избивали. Старший сын Новрузали Мамедова, Камран, после очередных побоев умер от сердечного приступа. В августе 2009 года при неизвестных обстоятельствах умирает в тюрьме и Новрузали Мамедов. После смерти отца в автомобильной катастрофе погибает его младший сын Эмиль. А главный редактор "Голоса талыша" Гилал Мамедов почти каждый день получал угрозы из серии "Ты повторишь судьбу Новрузали и его сыновей". Странная серия совпадений, не правда ли?

Читайте также Баку и Тебриз: битва пикетов

Очередь до Гилала дошла в июне 2012 года. "21 июня 2012 года, когда из больницы "Нефтяников" я возвращался домой, примерно 6-7 здоровых и спортивного телосложения мужчин напали на меня. Жестоко меня избив, они засунули меня в гражданскую машину. Я думал, что они решили меня убить. По дороге, пока меня везли, почти не слова о наркотиках не было, в грубой форме ругали меня за "самостоятельность" из-за видеоролика "Давай, до свидания", обвиняли в сепаратизме. Мне сказали, что "я оборзел". Сломали ребра. Потом начали ругать демократию, Иран, ислам".

Крепкие мужчины привезли Гилала в Управление по борьбе с наркотиками, и там обыскали. Во время обыска наркополицейский сказал, что нашел в кармане Гилала "чек" с героином, который потом гордо продемонстрировал коллегам. После обыска Гилала допрашивал начальник наркополиции, талыш Али Асланов, с которым Гилал был знаком. Гилал его спросил: "Почему мне, ученому, подбросили наркотики?" Асланов ответил: "Гилал, мы тебя хорошо знаем. Но ты пойми, только благодаря Гейдару Алиеву и его сыну Ильхаму в Азербайджане стабильность. А ты, когда писал о моей семье, солгал. Я - не талыш, и мой дед не был талышом. Мы все - тюрки. Подумай, Гилал, хорошо подумай..."

Из наркополиции Мамедова перевели в Шуваланский СИЗО - место содержания особо опасных преступников. Мамедова записали в "особо опасные". "Задержанный почти каждый день подвергается пыткам. На его теле есть открытые раны. У Мамедова сильные боли, приступы астмы. До настоящего времени врачей к нему не допускают", - сообщил французским СМИ 10 июля Атахан Абилов, международный правозащитник, курирующий дело Мамедова. По мнению Абилова, вначале спецслужбы Азербайджана предложили Мамедову сотрудничество. "Они хотели его сломать, но он не пошел на это. Поэтому через два дня Гилалу Мамедову предъявили еще два обвинения: государственная измена и разжигание межнациональной розни. Абилов считает, что эта травля - часть большой игры Ильхама Алиева. "Он, с одной стороны, убеждает Запад в том, что Азербайджану не нужна демократия, так как в этом случае власть захватят проиранские силы. С другой стороны, он показывает Западу, что Иран активно работает в Азербайджане с талышскими общественными деятелями", - сказал Абилов журналистам.

Орхан Искандерзода