Мужчина и женщина

Пришествие второго Ираклия на берега Куры

Экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, получивший политическое убежище во Франции, решил вернуться на родину. Цель - принять активное участие в запланированных оппозицией акциях протеста. Грузинские политологи сходятся во мнении: грядет «горячая» весна.

Власть лишила партию «Движение за единую Грузию», которую возглавляет Ираклий Окруашвили офиса, но не лидера. «Ястреб» - именно так величали Ираклия Левановича в бытность министром обороны за его скандальное обещание встреть новогоднюю ночь 2007 года в Цхинвале - возвращается из вынужденной эмиграции. На сей раз он намерен принять участие в решающей битве оппозиции против своего бывшего друга и соратника - Михаила Саакашвили.

Генсек «Движения за единую Грузию» Эка Беселия подтвердила корреспонденту GeorgiaTimes информацию о намерении Окруашвили вернуться. Когда? Это пока хранится в строжайшем секрете. Ведь действия властей не прогнозируемы. «Ничего не исключено, его могут попытаться арестовать, - считает Эка Беселия и добавляет, - весной он будет в Грузии, так как намерен присоединиться к объявленным оппозицией акциям протеста».

Беселия, адвокат по профессии, считает, что апелляционному суду Грузии придется изменить вынесенное против Окруашвили обвинения. Ведь парижский суд посчитал, что доказательства, присланные прокуратурой Грузии во Францию для подтверждения обвинения недостаточны. Так что придется в любом случае пересматривать судебное решение. «К тому же, - считает собеседница, - когда человек получил политическое убежище, что является гарантией его безопасности, и по собственной воле возвращается в страну, этим он говорит, что не собирался и не собирается скрываться. А это означает, что у властей и суда не остается правового аргумента, в силу которого Ираклий должен быть арестован».

К тому же весной, судя по всему, властям будет уже не до сведения счетов конкретно с Окруашвили. Многие бывшие друзья и соратники Саакашвили идут в атаку против него. В начале этой неделе республиканцы, «Новые правые» и команда мятежных дипломатов объединились в «Альянс за Грузию», и дали Саакашвили всего на всего 10 суток для принятия решения о проведении референдума о досрочных президентских выборов. А экс-глава МИД Саломэ Зурабишвили дала срок Саакашвили до 9 апреля. До этой красной даты Саакашвили должен подать в отставку.

Грузинский политолог Гия Хухашвили предположил, весной партия Зурабишвили и «Альянс за Грузию» могут выступить с единым требованием. «Что касается возможной дестабилизации в стране, по мнению Хухашвили, дестабилизация давно уже существует «на кухне», просто народ еще не вышел на улицы». Между тем, возвращение Ираклия Окруашвили, как и возвращение его тезки Ираклия Аласания, может стать для оппозиции знаковым событием.

В свое время Окруашвили обвинил президента и его окружение в антигосударственной деятельности и заказных убийствах. Он заявил, что в 2004 году - тогда Окруашвили возглавлял МВД Грузии - поймал дядю Саакашвили, Темура Аласания, на получении взятки в 200 тысяч долларов, но по «настоятельному требованию президента» освободил его. Бывший министр утверждал также, что Саакашвили пытался неоднократно поручить ему ликвидацию влиятельных лиц, в том числе Бадри Патаркацишвили. По возвращении, Окруашвили может обнародовать и другой компромат. Он уже намекал, что у него есть некая информация относительно смерти премьера Зураба Жвания.

В то время как бывший дипломат Ираклий Алсания ратует за проведение референдума, Ираклий Окруашвили оправдывает свою репутацию «ястреба». Он считает подобные политические реверансы недозволительной роскошью и намерен добиваться отставки президента на улице. Это подтвердила корреспонденту GeorgiaTimes и Эка Беселия, которая до возвращения в Тбилиси Окруашвили информирует общественность о намерениях лидера партии. Так что пришествие второго Ираклия вполне может стать для Грузии началом новых потрясений.

Ирина Пташковская