Мужчина и женщина

Убийца-ваххабит на контрактной основе

Дагестанский пограничник Рамзан Алиев расстрелял своих сослуживцев и прикомандированных с Алтая сотрудников СОБРа, возможно, по религиозным мотивам. Есть данные, что солдат увлекался ваххабитской литературой и его хотели уволить, но никак не могли. Собеседники GTimes в Дагестане подтверждают, что попасть на службу по контракту местным жителям до последнего времени не составляло особого труда. Но их точно также легко сокращали из армии по национальному признаку.

Трагедия произошла вчера в поселке Белиджи Дербентского района около четырех часов дня. Пограничник Рамзан Алиев взял закрепленный за ним автомат Калашникова и пошел на расправу. Первой очередью он расстрелял охрану своей казармы. Два солдата скончались на месте, двое были ранены. А затем Алиев направился в казарму, где располагались прикомандированные с Алтая сотрудники Центра специального назначения сил оперативного реагирования. Вторая очередь сразила наповал пятерых: подполковника полиции Сергея Блынского, майоров Ивана Собина, Александра Шушакова, Виктора Шенкеля и капитана Сергея Кривенко. Несколько человек были ранены. Убийцу сразили ответным огнем.

По данным Главного управления МВД России по Алтайскому краю, погибшие неоднократно бывали в командировках на Северном Кавказе, где выполняли боевые задачи. Сергей Блынский поехал в опасный регион в девятый раз, возглавив группу СОБР ЦСН СР ГУ МВД России по Алтайскому краю в Республике Дагестан. Собин тоже до этого восемь раз выезжал на Северный Кавказ в составе отрядов спецподразделений. Был поощрен медалями "За отвагу" и "За отличие в охране общественного порядка". Шушаков был на Кавказе по службе 12 раз, удостоившись государственных наград: двух медалей "За отвагу", медали "За отличие в охране общественного порядка" и медали Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Виктор Шенкель имел на своем счету лишь четыре командировки в регион, но тоже был поощрен медалями. Сергей Кривенко ездил на Кавказ три раза. Он был самым молодым из погибших и единственным, у кого не было детей. Ему был 31 год, как и его убийце.

Что заставило Алиева совершить дикую расправу над сослуживцами? Уже звучали версии о внезапном помутнении рассудка или мести за неуставные отношения. Одно можно сказать с уверенностью: большая часть пострадавших от рук дагестанского сержанта - это сотрудники алтайского СОБРа. Агрессия пограничника была направлена именно на них.

Вероятность межнационального конфликта исключена, заверила корреспондента GTimes председатель Комитета солдатских матерей Республики Дагестан Зульфия Магомедова. По ее словам, в воинских частях республики не принято выделять людей по национальностям. "У вас, в России, национализм есть. У нас к русским относятся хорошо, как и к другим национальностям",- подчеркнула она.

Мотивом для расстрела СОБРа могли стать религиозные убеждения солдата. Как сообщил анонимный источник "Интерфаксу", военнослужащий погранвойск "увлекался ваххабитской литературой". Его даже якобы пытались уволить, но не смогли и перевели в материально-техническую часть. Но табельное оружие зачем-то за ним оставили. И вот в день, когда в Дагестане убили самого авторитетного шейха, призывавшего сторонников традиционного для республики ислама не отвечать на террор насилием, пограничника-ваххабита потянуло на "подвиг".

Трудно поверить, что в рядах пограничников, подчиняющихся ФСБ России, служил ваххабит. "В погранвойсках такого не может быть, туда же специально отбирают. Там порядок выше, чем в других родах войск", - заявил корреспонденту GTimes председатель Махачкалинского городского союза ветеранов Афганистана Алисултан Алисултанов.

А вот Зульфия Магомедова считает, что такое вполне возможно. "Этого не должно быть, но никто не может рентгеном просветить душу и узнать, каких религиозных течений придерживается человек. Он пришел, оформляется на контракт. С каждым же не будут беседовать о ваххабизме, о религии, во что он верит, согласен ли он с чем-то. Это же право каждого человека. Поэтому у нас и развит этот ваххабизм".

По словам Магомедовой, до последнего времени дагестанцы без особого труда могли устроиться на работу в Вооруженные силы России в Махачкале. Но теперь Минобороны РФ решило изменить принципы набора и открыть по стране сеть специализированных пунктов отбора контрактников. В Дагестане такого пункта не предусмотрено. "Я считаю, это неправильно. Не всякий дагестанец сможет поехать в Астрахань или на другой пункт отбора. А дагестанские ребята должны служить. Они идут в армию физически и профессионально подготовленными", - подчеркнула глава комитета солдатских матерей.

То, что дагестанцев охотно брали на службу по контракту, подтвердил GTimes и журналист Лачин Лачинов. "Принцип отбора был стандартный - чтобы не было судимостей, чтобы не выезжал за границу. Нужны были люди не сильно образованные, но преданные своей стране. Я знаю людей из высокогорных населенных пунктов, которые заполняли документы, хотя и не надеялись, что их возьмут на контрактную службу, а их взяли", - рассказал журналист.

Зарплата у контрактников по дагестанским меркам очень высокая. Военные механики и водители в Махачкале, например, получают около 50 тысяч в месяц. Так что молодежь туда рвется.

Однако когда российская армия переживает период сокращений, дагестанцев увольняют одними из первых. В 2008 году они даже проводили акции протеста против массовых увольнений из ханкалинских воинских подразделений по национальному признаку. Командир заваливал на переаттестации всех, кто нанимался в Дагестане. Как отмечает Лачин Лачинов, дагестанцы из-за этого даже ездили поступать на контрактную службу в другие регионы, чтобы затем перевестись обратно в республику.

Так что избавиться от подозрительного контрактника Рамзана Алиева пограничному начальству не стоило труда. Возможно, версия о его ваххабитских взглядах служит всего лишь прикрытием каких-то других проблем на заставе Белиджи. В любом случае, этот инцидент заставит руководство Северо-Кавказского округа пограничных войск придирчивее относиться к претендентам на контрактную службу из Дагестана. А террористы уже взяли этот способ уничтожения противника на заметку. На экстремистских сайтах они призывают всех "муртадов" - мусульман на службе у неверных - последовать примеру Алиева и расправиться с "кафирами".