Мужчина и женщина

Южная Осетия: неполная независимость

22 года назад в Грузии вовсю кипели националистические страсти. В ответ на это 20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР принял "Декларацию о государственном суверенитете" Южной Осетии. Этот день стал Днем независимости РЮО. Однако и сейчас, спустя более чем два десятка лет, республика так и не стала полностью независимой. В чем причина этого и какое будущее ждет Южную Осетию?

"22 года своей независимости Южная Осетия отмечает при полном отсутствии собственной национальной стратегии, в состоянии экономического и социального коллапса", - считает Амиран Дьяконов, депутат Парламента РЮО. По его словам, вина за этот коллапс целиком и полностью лежит на прошлом руководстве республики. "Если бы оно было хоть немного профессиональным и думающим, то экономика бы состоялась. Для этого нужно немного: прибавить к многомиллиардной помощи максимальное задействование нашего человеческого и трудового капитала", - считает Дьяконов.

"При прочно стоящей на ногах экономике у нас была бы фискальная база, из которой бы формировался свой независимый бюджет, следовательно, были бы условия для социально-экономического строительства. Эти возможности были упущены. Проекты по строительству, послевоенному восстановлению инфраструктуры и другие, на которые идут миллиардные ассигнования из России, не отражают реальных потребностей республики. Более того, они антиконституционны. По законам РЮО, все социальные программы, прежде чем пойти в правительство, должны утверждаться парламентом. Ни одна из этих программ в парламенте не была. Из-за этого программы не были профессионально разработаны, у них не было четкой схемы планирования. Не учитывался количественный состав РЮО, профессионализм подрядчиков и планировщиков", - поясняет депутат.

Читайте также Читаев умер. Да здравствует коррупция?

По словам Дьяконова, контроль властных структур над этими процессами или отсутствовал, или был минимальным. "Кое-кто закрывал глаза, кое-кому пригрозили и он молчал. И молчит до сих пор", - добавил он.

Как рассказала GTimes цхинвальская журналистка Зарина Санакоева, многим жителям РЮО трудно понять, что царит в республике - мир или война. "Сразу было два переходных периода: от военного времени к мирной жизни и от одного руководства к другому. Республика до сих пор на этой границе".

Столь сложное для РЮО психологическое состояние усугубляется сильным социальным расслоением, а оно, в свою очередь, диктует общественно-политическую разобщенность. Для страны с населением в 30 тысяч человек, которой постоянно угрожает враг, это крайне опасно. "Повторяется та же ситуация, какая была в преддверии президентских выборов. Тогда на 30-тысячное население приходилось 14 кандидатов в президенты, сейчас обозначилось около 12 постоянно конфликтующих друг с другом партий. Социальный фактор диктует политическую и идейную разобщенность маленькой республики и полнейшее отсутствие духовных и идеологических ценностей, на которых основывалась бы национальная идеология. У народа нет четких ориентиров, за которыми он мог бы следовать", - добавил Дьяконов.

Но при этом осетины не меняют своей традиционной ориентации на Россию в пользу Грузии и Запада, как этого явно ожидают в Тбилиси. "Среди населения такого нет, такое есть только в нашей политической элите. В РЮО имена этих людей известны, но осетины их не разглашают, поскольку разглашение равнозначно предательству интересов республики, манипулированию интересами России и подрыву российского престижа в Закавказье", - сказал Амиран Дьяконов GTimes.

Южная Осетия: неполная независимость. В центре - Торез Кулумбегов
В центре - Торез Кулумбегов. 1990 год

В то, что проблему "оккупированной Самачабло" Грузия может решить силовым путем, не верят и в самой Грузии. Равно как и в то, что РЮО откажется от ориентации на Россию. "Без российско-грузинского серьезного и глубокого примирения нельзя ни на что рассчитывать в плане разрешения этой и любой другой территориальной проблемы Грузии, - сказал GTimes грузинский общественный деятель Константин Чиквиладзе. - Я думаю, что постепенно Южная Осетия войдет в состав России. Стать полноценным суверенным государством она не сможет".

Читайте также Цхинвал в тисках друзей Кокойты

"Путь, выбранный нашими предками, означает быть вместе с Россией во всех жизненных испытаниях и исторических поворотах. Это и стратегия, и тактика. И они себя полностью оправдывают, - сказал GTimes Алан Салбиев, начальник отдела науки и информационных технологий Министерства образования РСО-Алания. - В какой ипостаси мы должны быть рядом с Россией? Этот вопрос связан с геополитикой. Совершенно неважно, в какой форме и качестве сейчас находится каждая из частей осетинского народа. Главное - что мы в любом качестве всегда рядом с русским народом. Я лично мечтаю о том, что Осетия когда-нибудь станет единой в рамках одного конкретного государства - России. Любая нация достойна собственного государства только в том случае, если эта нация в своем развитии определенного уровня зрелости и понимания мира. Убежден, что осетинская нация этого уровня давно достигла".

Александр Ашуров