Мужчина и женщина

Цхинвал: оправданный демарш

Южная Осетия может отказаться от участия в женевских переговорах. Об этом 26 февраля сообщил госкомитет по информации и печати республики.

«МИД Республики Южная Осетия вновь с сожалением вынужден констатировать необоснованно предвзятую позицию руководства ЕС в отношении Южной Осетии и Абхазии, основанную на мифах о «территориальной целостности Грузии», - говорится в сообщении. - Такая позиция ставит под серьезное сомнение дальнейшую целесообразность проходящих под эгидой ЕС Женевских консультаций и действенность участия Евросоюза в урегулировании последствий августовского кризиса, вызванного агрессией Грузии против Южной Осетии».

Поводом для заявления официального Цхинвала стало последнее заседание совета ЕС, в ходе которого Евросоюз «позвал» Белоруссию в программу «Восточное партнерство», потребовав при этом от Минска не признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Осетинское внешнеполитическое ведомство расценило это как «неприкрытый политический шантаж» и отражение «нежелания высших чиновников Евросоюза открыть глаза на реально существующее положение вещей».

Нежелание ли? Не хотелось бы проводить параллелей с признанием Косово, но в практически аналогичной ситуации Европой было принято диаметрально противоположное решение. Самое простое - назвать это политикой двойных стандартов. Однако, складывается ощущение, что все куда серьезнее.

Какие реально цели преследует, например, ЕС, проталкивая программу «Восточное партнерство»? Согласно официальным заявлениям, это - амбициозный план в сфере государственного строительства и развития демократии, который предусматривает расширение сотрудничества в сферах свободной торговли, экономики и безопасности. На деле же Евросоюз рассчитывает усилить свое влияние, обеспечить себе неконтролируемые Россией маршруты энергоснабжения и в целом ослабить позиции Москвы на постсоветском пространстве.

Вот тут, как говорится, зарыта собака. Евросоюз агрессивно наступает на Россию, окружает ее. Сейчас к голосу Москвы приходится прислушиваться. С ослабленной Россией, считаться не придется. Будет ли ПАСЕ лишь рекомендовать России отозвать решение о признании Абхазии и Южной Осетии? Будет ли НАТО только высказывать возмущение российскими базами в Гудауте, Очамчире и Бомборе? Думается, нет. В ход пойдет тактика диктата, как это было в недоброй памяти 90-е годы.

Особенно покоя не дает Европе та принципиальная позиция, которой сейчас придерживается Россия в кавказских делах. И вот ЕС переходит в наступление. Хотя сегодня уже нет ни большой «исторической России», ни СССР, тяга к РФ во многих постсоветских республиках остается. Евросоюзу не терпится разрушить эти часто многовековые исторические узы. И средства, как говорят некоторые шаги европейских цивилизаторов, ЕС не выбирает. Где-то поощряет национализм, где-то обещает вернуть утраченные территории, где-то сулит кредиты, не брезгует и шантажом.

Столь эгоистичная политика и вызвала нынешний демарш Цхинвала. Ни Южная Осетия, ни Абхазия не хотят становиться «разменной монетой» в интригах Брюсселя. На днях, кстати, и Сухум по той же причине засомневался: стоит ли ездить в Швейцарию? Европа пока закрывает глаза на эту реакцию участников женевских переговоров. Видимо, у нее есть дела поважнее.

Корыстные планы Евросоюза уже не являются секретом и для некоторых кандидатов в «Восточное партнерство». Как сказал в интервью РИА Новости президент Молдавии Владимир Воронин: «Восточное партнерство» напоминает СНГ-2. Зачем нам создавать еще одно СНГ под контролем ЕС? Это похоже на кольцо вокруг России».

Артем Горбунов

Фото: Reuters