Мужчина и женщина

Неугодное исламоведение

25 сентября в Казанском федеральном университете (КФУ) проходил VIII международный съезд востоковедов . Он отметился двумя событиями. Во - первых, экс - президент Татарстана Минтимер Шаймиев был награжден медалью Игнатия Крачковского - высшим знаком отличия востоковедческого сообщества России. Второе событие было кулуарного характера. А именно - в день открытия съезда был снят с повестки дня доклад татарского исламоведа Раиса Сулейманова, поскольку был сочтен «ненаучным» и «провокационным». Темой доклада было влияние в Татарстане исламистских структур из - за рубежа и рост радикального исламизма в Татарстане.

О том, как это происходило, Раис Сулейманов рассказал Gtimes:

"Еще весной узнал, что в Казани будет проходит съезд Общества, и отправил туда тезисы доклада, который хотел представить коллегам. В Обществе мое имя известно, поскольку я давно являюсь его членом. Конкретно, я хотел рассказать об истории влияния в Татарстане зарубежных мусульманских стран - Саудовской Аравии, Катара, Ирана, Турции. Я считаю, что это влияние оказывает негативное воздействие на татарских мусульман. В августе я получил ответ, что моя заявка принята. 25 числа пришел для регистрации в КФУ, где мне сообщают: «А Вас в списках нет!» Внятных объяснений мне не дали. Ни с кем из организаторов не было возможности связаться. Все были заняты открытием съезда и чествованием Шаймиева. Мне разъяснили ситуацию работники КФУ. По их словам, мое участие было «свернуто» по особому распоряжению проректора университета Линара Латыпова, у которого по поводу меня накануне был телефонный разговор с представителями Казанского кремля. Было принято решение меня не пускать. Я пытался связаться с Латыповым, но в его приемной не брали трубку. Впрочем, от Линара Наильевича этого следовало ожидать».

Линар Латыпов, проректор КФУ по международным связям и директор Института востоковедения КФУ, в кратком комментарии для СМИ назвал доклад Сулейманова «провокацией». Стоит коротко коснуться его биографии. До 2011 он был замом российского представителя при организации «Исламская конференция» (ОИК) в саудовском городе Джидда. Россию в Джидде представлял его земляк, бывший мэр Казани Камиль Исхаков. В 2011 году Исхаков был отправлен в отставку и вернулся в Казань. Вместе с ним на родину отправился и Линар Латыпов. Летом 2011 года тогдашний глава Минобразования РФ Андрей Фурсенко назначил Линара Латыпова проректором КФУ. Ильшат Гафуров, ректор вуза, воспринял Латыпова положительно. Об остальных сотрудниках вуза такого сказать нельзя. По словам источника издания в КФУ, ректора Гафурова и его команду в вузе просто ненавидят. Прежде всего, за то, что ректор и его команда не имеют никакого отношения к науке. «Они чистые бюрократы, пусть и со степенями. Все знают, как чиновники становятся докторами наук. Эти чиновники сократили много научных центров, уволили неугодных специалистов, сами себе назначили гигантские зарплаты», - сообщил изданию источник в татарской научной среде.

Свою работу на посту проректора и директора востоковедческого института Линар Наильевич мыслил как расширение деловых связей Татарстана со странами исламского мира, прежде всего, Саудовской Аравией и Катаром. Линар Латыпов хотел подстроить российскую модель ведения бизнеса под саудовский образец, поскольку это будет более выгодно для партнеров Татарстана - монархий Персидского залива. По словам Латыпова, сотрудничество Татарстана с арабскими монархиями сулит «мусульманской республике Татарстан» экономическое процветание.

На практике это вылилось в лоббирование Институтом востоковедения КФУ не традиционных для Татарстана форм ислама - ханбалитского мазхаба и салафизма. Аргументы директора Латыпова сводились к следующему: «я в Джидде видел немало салафитов из России, они никакие не экстремисты, а нормальные люди». Критики в свой адрес Линар Наильевич не принимал, а с критиканами обычно имел предельно короткий разговор. По сведениям из Казани, именно на этом в конце 2011 года «погорел» Раис Сулейманов, тогда еще сотрудник Центра международных исследований университета. «Раис Равкатович, в сотрудничестве с покойным ныне Валиуллой - хазратом Якуповым, тогда много писал и говорил о ваххабизме в Татарстане и вообще в России. Отдельно он касался притеснения в Татарстане русских, положения кряшенов - потомков крещеных татар, и так далее. Дело кончилось тем,что Гафуров и Латыпов потом закрыли Центр, а самого Сулейманова уволили», - сообщил изданию источник в КФУ. Одна деталь: в день открытия VIII съезда востоковедов Латыпов сказал, что "не знает, кто такой Сулейманов".

Об инциденте на съезде востоковедов, высказался бывший коллега Сулейманова по вузу, доцент кафедры социологии КФУ Искандер Ясавеев. «Стиль руководства ректората КФУ и самого проректора Линара Латыпова, вызывает много вопросов.Университет не развивается. Задекларированная программа модернизации и повышения стандартов образования осталась только на бумаге. Я в курсе, что доклад Раиса Сулейманова был снят задним числом по личному распоряжению Линара Латыпова. Доклад Сулейманова Латыпов назвал "ненаучным" и "провокаторским". Я считаю ненаучным поведение самого Латыпова. Научный формат предполагает дискуссию, а дискуссии должны быть открытыми. То, что участника научной дискуссии удаляют от нее перед самым открытием, это не наука. Никогда на настоящих научных семинарах и конференциях участников дискуссии не лишали слова, и тем более, не делали это задним числом», - сказал Ясавеев Gtimes.

История с «нерукопожатием» Сулейманова закончилась звонком к нему Кирилла Бабаева, вице - президента Общества востоковедов России. В ходе объяснения Бабаева Сулейманов утвердился во мнении, что его доклад был «завернут» востоковедами по прямому указанию из Казани. Кирилл Бабаев объяснил, что ученое сообщество было «вынуждено лавировать, учитывая местные особенности Татарстана». Раис Сулейманов иронизирует: «ваххабиты в Татарстане стали национальной особенностью».

Свое мнение по теме высказал Али Вячеслав Полосин, руководитель Научно - просветительского центра «Аль - Васатыйя» (Москва).

"Раис Сулейманов известен мусульманской общественности как человек, относящийся к исламу и мусульманам предвзято. Известно, что он является востоковедом и специалистом по Израилю, следовательно, он там был и изучал эту страну. Но востоковед и специалист по Израилю не значит «исламовед». Исламоведение предполагает научную религиоведческую базу, в рамках которой углубленно изучает исламскую составляющую. То, что Сулейманов специалист по Израилю, может говорить о том, что он переносит на Россию реальности конфликтов в той стране. Мы знаем, что в Израиле существует жесткое противостояние между еврейским населением и арабами - палестинцами, подавляющее большинство которых мусульмане. Причиной является вопрос собственности на земли. Если Сулейманов живет в ментальности этого конфликта, то в принципе неверно переносить это противостояние и на другие страны и регионы. В истории России иудеи и мусульмане никогда не конфликтовали. Где, у кого и как Сулейманов изучал ислам - неизвестно. Когда какой -то журналист или публицист судит об исламе по своим личным впечатлениям, то это житейские суждения, а не научная экспертиза. Поэтому как специалисту я лично ему не доверяю.

Проблемы в Татарстане безусловно есть. Июльское покушение на муфтия Илдуса-хазрата Файзова и убийство заместителя муфтия Валиуллы-хазрата Якупова - это уже показатель того, что проблема там есть, что она уже назрела, и отрицать это невозможно. Другое дело - степень причастности к этому так называемых "ваххабитов". Само слово «ваххабизм» ненаучно и некорректно. «Аль - Ваххаб» - это одно из имен Аллаха, и "ваххабит" по такой логике является «последователем Аллаха». Когда в российской прессе говорят, что Россия борется с ваххабитами, в арабском мире это читается так, что в России идет борьба с Исламом. Автора известного салафитского учения звали Мухаммед ибн Абдулваххаб, а Абдулваххаб в буквальном переводе с арабского означает «раб Аллаха». Учение называют либо по имени основателя, либо по сути учения (марксизм, коммунизм). Последователи учения М. ибн Абдулваххаба не называют себя ваххабитами, они называют себя салафитами.

В Татарстане заявляют о себе немало радикальных мусульманских движений, в том числе «Хизб - ут - Тахрир». Те, кого Раис Сулейманов называет ваххабитами, на самом деле - радикальные салафиты. Количество приверженных салафизму имамов за последнее двадцатилетие в Татарстане в самом деле возросло. В некоторых районах Татарстана салафиты заняли лидирующие позиции. В основном, это люди, которые обучались в тех странах, где салафизм является доминирующим течением с конца 18 века. До большевистских гонений на религию в Татарстане был распространен суфийский ислам. Исторически салафизм не имеет в Татарстане вообще никакой почвы, поэтому там, где есть традиционный ислам, там происходят конфликты с новопоявившимися течениями. Покойный Валиулла - хазрат Якупов был представителем исторически сложившейся в татарской среде мусульманской традиции, традиции, в которой веками формировался татарский народ с его яркой самобытностью и высокой культурой. Искусственно переносить на на столь богатую мусульманскую почву традиции кочевых племен, сложившиеся только в конце 18 века - вряд ли хорошая затея.

Но не все представители салафизма - экстремисты. Поскольку салафизм - это богословская школа, среди салафитов есть умеренные люди, даже интеллектуалы, но есть и радикалы, фанатики-максималисты. Радикалы действительно могут представлять опасность, в том числе, и для самих же мусульман. Однако призывы к массовому террору салафитов без соблюдения конституционных прав человека и гражданина очень опасны: они не искоренят то зло, которое нужно искоренить, но приведут к огульным доносам, когда каждый непонравившийся сосед может, согласно доносу, оказаться "ваххабитом", и не сможет себя защитить в суде, так как конституционные права предлагают приостановить. Так в 1937 году заменившие нормальный суд "тройки" казнили около 2 миллионов "врагов народа". Я за то, чтобы преступников наказывать, чтобы наказание было неотвратимым, но вина преступника должна быть объективно доказана. Этого требует и наша религия, и Конституция Российской Федерации"

Орхан Искандерзода