Мужчина и женщина

«Альянс за Грузию» действует на опережение

«Если Михаил Саакашвили до 5 марта не объявит о назначении референдума о проведении досрочных президентских выборов, то с 6 марта альянс начнет серию мероприятий с требованиями его отставки», - заявил в прямом эфире Общественного ТВ один из лидеров альянса, представитель руководства Республиканской партии Леван Бердзенишвили. Восемь других оппозиционных партий заявляли о массовых акциях протеста к 9 апреля.

В своем выступлении Леван Бердзенишвили отметил, что под мартовскими мероприятиями подразумеваются протестные выступления в рамках, допустимых конституцией. «Этот год будет не просто последним годом президентства Саакашвили, это будет последний год его пребывания в политике», - цитирует Бердзенишвили радиостанция «Голос России». Однако буквально на прошлой неделе практически аналогичное условие господину Саакашвили поставила лидер партии «Путь Грузии» Саломэ Зурабишвили. С той лишь разницей, что срок для начала акций протеста был другой - 9 апреля.

Тогда же, как сообщает ИА GHN, представители «Альянса за Грузию» заявили, что ими избран конституционный путь смены власти в Грузии и от участия в уличных акциях протеста лучше воздержаться. Но... в конце прошлой недели лидер альянса Ираклий Аласания совершил рабочую поездку в Европу. Как передает Day.az, бывший постпред Грузии в ООН уже в новом качестве - как лидер оппозиционного объединения, - встретился с еврокомиссаром по внешним связям Бенитой Ферреро-Вальднер, спецпредставителем ЕС по Южному Кавказу Питером Семнеби и другими официальными лицами. По возвращении из Европы Аласания сделал два неожиданных демарша: как уже писали выше, поставил очередной ультиматум Саакашвили, а также, согласно информации газеты ВЗГЛЯД, заявил о необходимости отказа от агрессивной политики по отношению к России. Так что же происходит на непредсказуемом грузинском поле политических баталий? На вопросы корреспондента GeorgiaTimes отвечает глава центра стратегических исследований Ираклий Менагаришвили.

- Оппозиция выдвинула сразу два, а теперь уже три ультиматума властям. Чем чреват такой подход, на Ваш взгляд? Это повторение «революции роз» или какой-то другой путь?

- Не думаю, что ситуация дойдет до той степени кипения, которая наблюдалась во время «революции роз». Безусловно, все будет зависеть от руководства страны. Хотя опыт 2007 года показал, что власти не способны действовать в кризисных ситуациях.

- Между тем, волна социальных протестов прокатилась во многих странах Восточной Европы. Протестные акции там были жестоко подавлены. Не развязывает ли этот пример руки Саакашвили?

- В Грузии накопились проблемы, не связанные с мировым кризисом. Это и августовские события, и разгон митинга в том же 2007 году. Так что разгон митингов в других странах не может служить оправданием для грузинских властей.

- На ваш взгляд, готов ли Саакашвили, как его предшественник Эдуард Шеварднадзе, расстаться с властью «без боя»?

- Вряд ли можно ожидать схожих действий. Слишком велика разница в личностных характеристиках, восприятии окружающего мира. Хотя, это сугубо мое личное мнение.

- «Альянс за Грузию» заявил, что если Саакашвили не пойдет на референдум, то он начнет акции протеста уже в марте. Другие оппозиционеры говорили об акциях в апреле. Значит ли это, что альянс решил «сработать на опережение»?

- С одной стороны, этот факт подтверждает, что в обществе накапливается протестный заряд. Политические партии это всегда используют. Но есть и другая сторона медали: чрезмерный, я бы сказал, плюрализм мнений в среде оппозиции и сложности нахождения общего языка. Я бы не считал это большой бедой. Потому что на нынешнем этапе важен сам процесс.

- А люди? Они действительно готовы опять выйти на улицы?

- Вот оппозиция сама и проверит - готовы люди к этому или нет. Да, для очень многих протест на улице - признак дестабилизации. Очень многим это попросту надоело. Но определенная часть общества считает - и это наследие «революции роз», - что акции протеста являются единственной возможностью изменить ситуацию.

- Определенная часть оппозиции и экспертов считают, что Аласания - своего рода преемник Саакашвили, что его лоббируют друзья с Запада? Ваше мнение?

- У нас без штампов и клише не обходится ни один вопрос. Тем более, при появлении нового лидера. Удивляться этому не стоит. Лично я не вижу серьезных оснований для подобного рода выводов, кроме публикаций, которые появляются в различных СМИ и непонятно кем заказываются. На данный момент Аласания является признанным лидером оппозиции. Как дальше будут развиваться события - покажет время. Весна наступила.

Ирина Пташковская