Мужчина и женщина

Татарские националисты сдают позиции

Как утверждают российские и международные эксперты, татарский национализм проиграл битву за молодые умы в Татарстане. Однако националистическое движение "Азатлык" (Свобода) до сих пор держится на плаву и даже умудряется приобретать новых последователей. Специалисты говорят, что причина этого кроется во множестве факторов. Среди них - особое отношение со стороны местных чиновников.

Писательницу Фаузию Байрамову в Татарстане именуют "бабушкой татарского национализма". Как у любой бабушки, у Фаузии есть свои "внуки" - лидеры молодых националистов. Первый, Ирек Гарипов, был главой движения "Азатлык" с 1989 по 1992 год. С 1992 по 2006 год "Азатлык" курировал Рим Гильфанов, впоследствии главред татарско-башкирской редакции "Радио Свобода" в Праге. Сейчас "внуком" Байрамовой является 24-летний Наиль Набиуллин.

Татарские националисты сдают позиции. Фаузия Байрамова
Фаузия Байрамова

Жизненное кредо нынешнего лидера "Азатлык" - татарский национализм, пантюркизм и ислам. "Если человек татарин, то он должен понимать, что постоянно враждующие тюркские племена стали единой нацией только благодаря исламу", - сказал Набиуллин в интервью GTimes. Будущее Татарстана он видит в государстве от Кавказа до Байкала, которое, как он считает, станет средоточием всего тюркского мира - от Турции до Якутии. Лидер "Азатлык" надеется, что новое татарское государство будет признано великими державами мира. "В этом нам помогут Турция, Азербайджан и Грузия. Грузия поможет нам, как помогла некогда независимой Ичкерии", - сказал Набиуллин корреспонденту GTimes.

Наиль Набиуллин родился в 1989 году в семье учителя. После окончания школы поступил на юрфак Казанского университета. На студенческой скамье юноша увлекся идеями татарского сепаратизма, а несколько позже году стал лидером Союза татарской молодежи "Азатлык". За национализм Наиля неоднократно исключали из вуза, за что отец часто порол его ремнем. Один раз он сделал это в "штабной" квартире движения, на глазах у остальных активистов. Наиль преодолел горечь унижения с помощью "бабушки Фаузии" и... Казанского кремля.

Как получилось, что татарские чиновники стали помогать маргиналам-сепаратистам? Как сказал GTimes эксперт РИСИ Василий Иванов, "татарские экстремисты служат для чиновников из Казанского кремля инструментом для манипулирования Москвой". "Если под кем-то из чиновников шатается кресло, он говорит Москве: вот, смотрите, у нас в республике разгул сепаратизма. Приводит как пример того же Набиуллина, убеждает Москву в своей незаменимости на таком-то посту и сохраняет за собой властные полномочия", - говорит эксперт.

По словам Иванова, факты поддержки национал-радикалов чиновничеством лежат на поверхности. "Мы проводили проверку экономической деятельности "Азатлык". Она показала, что аренда офиса для сепаратистов, оплата юридической помощи и другие материальные преференции проходят по линии ряда чиновников из Казанского кремля", - говорит Иванов.

После убийства Валиуллы Якупова ценность "Азатлыка" в глазах чиновников возросла еще по одной причине. "Власть имущие" стали видеть в этом движении амортизатор для растущих среди молодежи радикальных исламистских настроений. В "Азатлыке", где руководство исповедует ханафитский мазхаб, воздерживаются от близких контактов с "Хизб-ут-Тахрир" или салафитами. Впрочем, умеренность "азатлыковского" ислама под большим вопросом, поскольку замом Набиуллина по идеологии является Айрат Шакиров - салафитский проповедник, более известный как "шейх Умар".

Татарские националисты сдают позиции. Шейх Умар
Айрат Шакиров ("шейх Умар")

До ареста по делу о теракте 19 июля "шейх Умар" был имамом мечети в райцентре Высокая Гора. Прежде чем стать имамом, он долго ходил в помощниках у небезызвестного Рамазана Ишкильдина. В 1999 году Рамазан Ишкильдин совершил теракт на татарстанском участке газопровода "Уренгой - Ужгород", а еще раньше прошел "обучение" на Северном Кавказе, в джамаате самого Шамиля Басаева. Каков учитель - таков и ученик. Айрат Шакиров проходил одним из обвиняемых по делу об убийстве Валиуллы Якупова. Его освобождение из СИЗО во многом было делом рук его патрона - главы Высокогорского района Татарстана Рустама Калиуллина. После этого "шейх Умар" вошел в руководство "Азатлыка". Как говорят татарские эксперты, такой поворот карьеры Шакирова был бы невозможен без договоренностей между Калиуллиным и кураторами "Азатлыка" в Казанском кремле.

Сегодня популярность националистических идей в Татарстане спадает. Как сказала GTimes эксперт РИСИ Яна Амелина, "уже в 2009 году активных исламистов в Татарстане было больше, чем националистов". "Это показывает, что сепаратистская идеология по сути проиграла радикальному исламу схватку за умы татарской молодежи", - утверждает Амелина. Наглядной иллюстрацией этого проигрыша служат также результаты визита в Татарстан в конце 2010 года группы экспертов из "Американского совета по внешней политике". Американцы пришли к выводу, что проблема радикального исламизма в Татарстане сейчас гораздо острее проблемы национал-сепаратизма.

"Азатлык" сегодня расценивается татарским чиновничеством как "меньшее зло". Но "умеренный" Набиуллин тоже не вечен. В любой момент его могут устранить. Не исключено, что и сам Наиль может резко сменить окраску, став радикалом. В свое время он уже перевоплотился из язычника-тенгрианца в мусульманина-ханафита. Превращение совсем молодого человека из умеренного ханафита в салафита или вооруженного ваххабита может стать делом краткого времени. Все зависит от внешних факторов, среди которых немаловажной является погода в Казанском кремле, без скрытого покровительства которого Набиуллин вряд ли смог бы так долго выходить сухим из воды.

Орхан Искандерзода