Мужчина и женщина

Война и мир Саакашвили и Иванишвили

Саакашвили и Иванишвили вновь встретились лицом к лицу во время празднования Старого Нового года. Встреча была неформальной и проходила в патриархии Грузии по случаю 80-летия Патриарха Илии Второго и 35-летия его интронизации - возведения в сан. Иванишвили прибыл на праздничный ужин первым, Саакашвили - чуть позже. Первый тост произнес премьер.

"Пусть 2013 год будет годом любви! У нас - государственных деятелей, представителей правительства, есть обязательство - продолжать ту любовь, которую нам подарил духовный лидер Грузии, и с этим настроем строить и развивать нашу страну", - сказал Иванишвили. Саакашвили был краток. "Я согласен с премьером, он все сказал", - отметил президент.

Саакашвили и Иванишвили сидели на одном диване, переговаривались и даже улыбались, отметили аналитики. Они как будто пытались скрыть те острые противоречия, которые существуют между их политическими силами.

Процесс передачи власти в Грузии идет со скрипом. Выиграв выборы первого октября 2012 года, парламентское большинство Иванишвили каждую минуту чувствует за спиной тяжелое дыхание "Единого национального движения", которое наступает им на пятки и как будто выжидает, чтобы "Грузинская мечта" совершила какую-нибудь непростительную ошибку. А там, как уже заявил Михаил Саакашвили, будет видно, ведь настроение избирателей - вещь переменная.

Один из самых серьезных ударов режиму Саакашвили нанес парламент Грузии, который недавно принял закон об амнистии, где впервые в истории страны упоминаются политические заключенные. Саакашвили естественно не подписал этот закон, наложил на него вето. Он, считающий себя демократом и убеждающий в этом мировое сообщество, а тут вдруг политзаключенные. Спустя несколько дней парламент "добил" президента - собрав необходимое количество голосов, депутаты преодолели вето Саакашвили.

Эксперты говорят и о психологической стороне неформальной встречи Саакашвили и Иванишвили. Несколько минут на экране в довольно мирной атмосфере - для рядового грузинского зрителя, привыкшего к мордобоям и нецензурным выражениям в парламенте и правительстве, эта встреча выглядела достаточно цивилизованно. Эксперт по политическим вопросам Сосо Цискаришвили отмечает, что этот факт является и неким успокоительным сигналом для мирового сообщества, которое хорошо информировано о напряженной обстановке в политической жизни Грузии.

"Мне кажется, что эта встреча состоялась не случайно. По моему мнению, это является проявлением тех усилий, которые осуществляет Католикос Патриарх Грузии для снижения противостояния между двумя основными политическими силами. Он неоднократно делал заявления о необходимости единства, - говорит Сосо Цискарившили. - Тот факт, что оба лидера были за праздничным столом, как раз служит целям Патриарха. Очень важно, что политики правильно оценивают роль Илии Второго в политической жизни Грузии, и это еще раз доказывает, насколько высок его авторитет".

"В то же время я не являюсь особым оптимистом, поскольку думаю, что эти взаимоотношения президента и премьера не могут продолжаться в постоянном режиме, - продолжает Цискаришвили. - Конечно, было бы хорошо продолжить подобную коммуникацию, но результат будет лишь в том случае, если политики после возвращения в свои кабинеты сохранят желания сотрудничать друг с другом", - отметил он.

Заявления Саакашвили, сделанные после этой встречи, свидетельствуют о том, что политическое противостояние между главными соперниками продолжается. Выступая в Кутаиси, президент подробно коснулся намерения парламентского большинства вернуть законодательный орган обратно в Тбилиси. Михаил Саакавшили назвал это "желанием убить Кутаиси и превратить его в вымерший город".

"Если парламент не будет в Кутаиси, не будет множества туристических объектов и нескольких тысяч рабочих мест, - говорит Саакашвили. - Не сможет развиваться аэропорт Кутаиси, который мы хотели превратить в крупнейший аэропорт Европы. Они говорят - "мы возвращаемся домой". Разве может быть домом властей страны только один из кварталов Тбилиси?" - задает Саакашвили вопрос своим оппонентам.

И еще Саакашвили говорил о том, что он победил коррупцию, решил проблему подачи электроэнергии, избавился от криминала. По его словам, все эти достижения новые власти могут свести на нет.

Эксперт Рамаз Сакварелидзе не исключает, что в результате подобных встреч возможно добиться определенного потепления, но лишь временно. Слишком уж много противоречий существует между Иванишвили и Саакашвили, отмечает Сакварелидзе.

"Конечно, подобные встречи могут стать шагами на пути их сближения, но я все-таки сомневаюсь в этом. И после встречи в патриархии Саакашвили продолжает делать привычные заявления и действует в том же стиле, что и раньше, так что об их примирении говорить очень рано. Мне кажется, что Иванишвили и Саакашвили, скорее всего, встретились случайно, и обе стороны показали, что они соблюдают этикет. Но этикет этикетом, а политика есть политика", - считает Рамаз Сакварелидзе.

Михаил Вардзелашвили