Мужчина и женщина

Новый Тбилиси губит старый?

Жителей улицы Важа Пшавела Сабурталинского района мэрия Тбилиси пытается оставить без парка. Сами жители называют его оазисом в пустынном и пыльном районе. Вчера они организовали акцию протеста и прогнали землемеров, уже не в первый раз делающих какие-то замеры. В данное время маленькая группа соседей караулит в парке, чтобы не допустить вырубки деревьев и сноса детской площадки.

В 60-х годах это был пустынный и грязный район. На площадке - территории нынешнего парка - собирали мусор. Когда в 1967-ом году на улице Важа Пшавела построили новые дома, в них вселились работники связи и парфюмерного комбината. Новоселы, дружно объединившись, стали расчищать площадку перед домом. Привезли 10 машин чернозёма, засыпали и стали сажать деревья. Прежде чем эта пустыня превратилась в оазис, прошло много лет. Деревья, которым вдоволь хватило тепла и солнечного света, превратились в настоящих гигантов, с большой и прохладной тенью. Жители района говорят, что летом разница температур в их парке и на противоположной стороне улицы составляет 5-6 градусов. Здесь прижились даже редкие породы деревьев, а недавно в глубине парка построили стадион и детскую площадку. Причем этому содействовала мэрия города.

"К нам приходят играть дети из соседних дворов, мамаши гуляют со своими малышами в колясках. Во всей округе нет больше такого места. Ни у всех есть возможность летом уезжать на дачу, так что для них это единственная возможность посидеть в летнюю духоту в прохладе наших деревьев", - рассказывают жители.

Ещё с 2002 года пошли первые разговоры о том, что территорию парка якобы кому-то продали. Это была сделка с двумя неизвестными. Жители до сих пор не знают, кто и кому продал эту территорию. Но это не помешало им отстоять свой участок. В течение последних лет парк ещё больше благоустроили. Появилась детская площадка с горками и качелями. И соседи успокоились: раз строят, значит, ломать не будут.

Новый Тбилиси губит старый?. 28975.jpeg

Но не тут-то было. На днях в парке появились незнакомые люди, которые, оглядывая территорию, что-то обсуждали, за ними явились землемеры и стали проводить всякие замеры. Вот тогда жители дома 27, окна которого выходят на парк, насторожились. Для начала они прогнали горе-землемеров, затем обратились к правозащитникам. У них есть ещё одна надежда - председатель парламента Давит Усупашвили, кандидат, которого они избирали 1- го октября. В разговоре с жителями дома 27 выяснились интересные подробности.

- Вы утверждаете, что не знаете, кому и зачем нужна эта земля. Но вы же пытались что-то разузнать. Может быть, у вас есть какие-то предположения?

- Точно нам никто ничего не сказал, только ходят слухи. Говорят, что там дальше, на Асатиани, на территории бывшей психиатрической больницы началось строительство новостроек для "больших людей". И вот они хотят сделать себе престижный въезд с магистральный улицы Важа Пшавела. Ведь куда солиднее звучит Важа Пшавела, нежели Асатиани.

- А что, Асатиани не звучит? Я думала, это одна их очень престижных грузинских фамилий.

- Так-то оно так. Но у всех ассоциация какая: улица Асатиани? А, это та, на которой психушка?

- А подъехать к этому строящемуся району со стороны Асатиани сложно?

- Вовсе нет, всего небольшой крюк надо сделать, метров в сто. Только вот не престижно заезжать оттуда, - рассказывают жители.

"Один только стыд, честное слово, - говорит Манана Бевришвили, жительница дома 27 по улице Важа Пшавела. - Ради того, чтобы сделать отсюда проезд,разрушить всё это, вырубить деревья - разве это дело? И вы представляете, отсюда будут всё время ездить машины. Сначала грузовики с ремонтно-строительными материалами, а затем жители этих новостроек. А мы как бы даже не в счёт".

Новый Тбилиси губит старый?. 28976.jpeg
Манана Бевришвили

Таково положение по всему Тбилиси. Постепенно город уходит всё глубже и глубже. Дома, которые появляются внутри, в глубине города, стоят особняками, и чаще всего носят адреса центральных улиц, с небольшой оговоркой - Важа Пшавела, 27 А, например. Престижные районы практически целиком заселены, проданы и перепроданы много раз. Старых домов остаётся всё меньше и меньше. А количество желающих жить в центре не убывает. Думая только о собственном комфорте и престиже, чиновники порой забывают о простых людях, которых лишают элементарных удобств. Но жители дома Важа Пшавела, 27 настроены весьма воинственно.

"Мы обязательно отстоим наш парк, - говорят они. - Мы так давно здесь живём, что это уже считается нашей землёй. Мы знаем, кем и когда посажено каждое из этих деревьев. Для нас это идейное дело. У нас сердце болит за каждое срубленное деревце. Неужели мы уступим простым капризам каких-то новых людей? Только потому, что кто-то хочет заезжать к себе во двор через центральную дорогу, принести в жертву детскую площадку, парк, стадион?"

Правозащитник Лаша Чхартишвили, который вместе с жителями Сабурталинского района отстаивает их права, считает, что всё это отголоски эпохи Саакашвили, в частности в этом заслуга мэра города Гиги Угулавы. "Эта проблема не нова. Сейчас народ расплачивается за те сделки, которые были заключены несколько лет назад", - говорит Чхартишвили.

Напоследок один из жителей, пытаясь разрядить обстановку и успокоить растущее волнение людей, вспомнил, как в тяжёлые шеварнадзевские времена, когда во всём городе не было электричества, у них всегда был свет.

- И знаете, почему? В психиатрической больнице лежала свояченица Эдуарда Шеварнадзе, ну и мы, как живущие на территории больницы, пользовались всеми благами, которые были у них.

Мы попытались связаться с мэрией. Оказалось, что там вообще ничего не знают о сносе площадки.

Завтра жители Важа Пшавела собираются просить помощи у председателя парламента Давита Усупашвили. 1-ого октября на парламентских выборах они поддержали его кандидатуру, и сегодня надеются на то, что он поддержит их.