Мужчина и женщина

Президентских планов громадье

Так, 10 марта на церемонии награждения малых предприятий, Михаил Николаевич заявил: «Мы намного ближе к Европе, чем когда-либо», - цитируют грузинские информагентсва президента. Ни больше, ни меньше. Аргументировать данный вывод Михаил Николаевич не стал. Почему сейчас ближе, скажем, чем до августовских событий? Ближе и все тут.

Не беда, что уже несколько месяцев в Грузию не наведываются зарубежные лидеры, злословят грузинские журналисты. Приехали в августе, поддержали морально, пообещали помогать и уехали. Время идет, страсти спадают. А европейцы, решая собственные, обострившиеся в связи с кризисом проблемы, все решительней идут на сближение с Москвой. Да что там европейские страны, НАТО пошло на «перезагрузку» отношений с Россией. Причем свое одобрение еще до заседания в Брюсселе высказали главы МИД Великобритании, Франции, Германии, Италии и Португалии.

Но Саакашвили своим категоричным заявлением о близости с Европой развеял все сомнения. Правда, уже в следующей фразе он говорил уже не о Европе, а о важности грузино-турецкого партнерства. Европейское сближение с турецким акцентом - чем не «особый путь» развития страны. Но Михаил Николаевич, как истинный ас в географии, не остановился на двух направлениях, а тут же намекнул и на трансатлантическое сотрудничество. Мол, представители новой администрации Белого дома провели первые встречи именно с Грузией.

Впрочем, не очень последовательное выступление президента безусловно было рассчитано на местное «потребление». Потому как апофеозом его речи стали слова: «Весь мир поддерживает Грузию, но наша крепость рушится изнутри». «Победить грузин могут только грузины, но я уверен, что этого не произойдет на протяжении многих лет, так как мы почувствовали вкус государства, вкус экономического успеха», - цитирует Интерфакс грузинского лидера.

Создается впечатление, что это - предостережение президента. На фоне активизации оппозиции, которая намерена к апрелю прийти на смену нынешнему режиму, Михаил Николаевич призывает не допустить раскола в грузинском обществе. Он даже позволил себе критику дружественной Украины. «Нельзя допустить развития ситуации в Грузии по украинскому сценарию, где идет постоянная борьба за власть, в результате чего ухудшается экономическая ситуация», - отметил Саакашвили.

Касаясь перспектив развития Грузии на фоне мирового финансово-экономического кризиса, то, как сказал президент, «Грузия - это маленькая экономика, и если будем поступать мудро, привлечем пять, десять, двадцать, тридцать инвестиций, обязательно переживем трудное время». Кстати, всего-то несколькими днями ранее Михаил Саакашвили, выступая перед коллективом тбилисского метрополитена, заявил, что сейчас, когда многие предприятия в Европе закрываются, Грузия должна занять освободившуюся нишу и начать выпускать те товары, которые производили эти предприятия. «Туман кризиса рассеется, и все увидят сильную, процветающую Грузию, которая преодолела эти трудности», - оптимистично вещал президент. Правда, как можно потеснить европейских производителей, если Грузия сама сводит концы с концами благодаря лишь международной помощи, получаемой из той же Европы?

Впрочем «спич», он и есть «спич». Другое дело диалог. Но этот жанр в стране «перманентных революционных ситуаций», очевидно, пока не освоен. Президент проводит свою PR-кампанию, оппозиция - свою. В их лозунговом хорале обычным жителям страны остается лишь молчать. Хотя и у предпринимателей, с которыми встречался президент, и у рабочих, к которым он зачастил, да и у всех прочих, наверняка вертится на языке вопрос: когда же власти, и те, кто к ней рвется, научатся, наконец, выполнять свои обещания?

Ирина Пташковская