Мужчина и женщина

Грузинские фермеры теряют орехи

Грузинским фермерам, выращивающим орехи, в этом году пришлось несладко. Их проблемы сосредоточены вокруг трудностей с перевозками. Доставить орех из высокогорных деревень в районные центры и непосредственно на рынки обходится дорого, и не всем это по карману. В итоге от этого выигрывают посредники, выкупающие урожай у самих фермеров. Они и определяют цены, которые, кроме них, никого не устраивают.

Орехи - один из самых необходимых ингредиентов многих грузинских блюд. Из него делают козинаки и известную грузинскую чурчхелу. Орехами особенно славится западная Грузия - Имеретия и Мегрелия.

А сегодня в западной Грузии запасы орехов почти иссякли. Редко встретишь семью, которая не припрятала бы небольшое их количество на самый необходимый случай. Население недовольно как урожаем, так и ценами.

Фермеры из высокогорных деревень Гурии и Самегрело не смогли доставить орехи до районного центра и продали их пришедшим импортерам по очень низкой цене.

Цену на орехи определяют импортёры. Ими являются в основном турки. Турецкие бизнесмены, хорошо знакомые с трудностями населения высокогорных районов Грузии, закупают орехи по сравнительно малой цене.

За последние несколько дней цена на килограмм фундука поднялась на 50-60 тетри и остановилась на отметке в 3 лари. Эта стоимость ниже той, что была зимой прошлого года (4-4,5 лари). Люди же надеялись, что цены на орехи повысятся хотя бы до 5 лари, но их ожидания не оправдались.

Наверное, в этой ситуации крестьяне могли бы извлечь пользу и продать орех внутри страны по выгодной цене. Но сложности с его доставкой в районные центры лишила их этой возможности. Вместо этого они продали товар оптом иностранным импортёрам. Дешевле, чем планировали, но с минимальными затратами.

По оценкам грузинских экспертов, цены на орехи подниматься не будут, а вот снижение всё ещё возможно.

Читайте также: Одним орехом в Гурии сыт не будешь

Но дело не только в цене. Урожай в этом году был настолько маленьким, что никакое повышение цен не могло компенсировать потери фермеров.

Неурожай, по мнению населения, вызван сезонными особенностями. "Это свойство орехов. В прошлом году на орешниках поспело много орехов, а в этом ровно наполовину меньше. Цена не поднялась, соответственно мы понесли огромный убыток. Жаль столько затраченного труда", - говорит Нана Каландадзе, жительница села Бахви в Гурии.

В Мегрелии, в Цаленджихском районе, урожай орехов снизился до 300-400 килограммов. Помимо сезонных свойств орехов, на урожайность повлияли паразиты.

"В прошлом году собрали целую тонну орехов, а в этом - меньше, чем половину прошлогоднего урожая. Всего не больше 400 кг. А это основной доход семьи, вот и оказались в тяжелом положении. Раньше сезон орехов сменял чайный сезон. Были огромные плантации чая, народ работал и жил лучше. Теперь эти плантации никому не нужны, чайные кусты уничтожены. Осталось несколько кустов в приусадебных хозяйствах, но чая так мало, что даже семье не хватает. Вся надежда на сельскохозяйственные проекты нового правительства. Хочу взять заем и возобновить посадку чая", - говорит цаленджихская крестьянка Натела Малашхия.

Боятся неурожая орехов и жители Ткибули, посадившие их 10 лет тому назад. "Последние 5 лет собирала больше тонны орехов. В этом году сильно нуждающемуся населению не удалось сохранить их до подорожания, мы сбыли его по минимальной цене. Нам всё еще приходится жить очень экономно. Надеялись только на орехи, но и с этого ничего не вышло. Если бы цена на орехи немного повысилась, осуществились бы наши ожидания, но, к сожалению, этого не произошло", - говорит жительница Ткибульского района Наргиза Касрашвили.

В отличие от Грузии, абхазские орехи направили на реализацию в Россию, куда их доставили через реку Псоу. Населения Гальского района сдало абхазской администрации около 12 000 тонн орехов. Даже налоги местное население выплатило орехами. Представители абхазского правительства говорят, что определенную часть абхазского бюджета определяет собранный в Гальском районе урожай орехов.

Процесс купли-продажи орехов продолжается там и по сей день, но с относительно малой активностью. Закупка продукции в Гальском районе началась намного раньше, и населению удалось осуществить продажу орехов до уборки урожая.

Нато Велиа