Мужчина и женщина

Бурджанадзе сразится с Саакашвили в эфире

Лидер партии "Демократическое движение - свободная Грузия" Нино Бурджанадзе призвала президента страны Михаила Саакашвили принять участие в теледебатах. "Еще в 2008-ом и 2009-ом годах я заявляла, что готова принять участие в теледебатах с президентом и в прямом эфире ответить на любой вопрос. Пусть и он ответит на вопросы, и общественность реально сможет определить, кто врет, а кто говорит правду, кто служит стране и государственным интересам, а кто только собственному стулу и своей команде", - заявила Нино Бурджанадзе. Речь шла в первую очередь об августовской войне 2008-го года. Недавно созданная новым правительством комиссия собирается основательно изучить причины и лиц, виновных в развязывании войны. Расследование уже началось.

Вопросов к президенту у комиссии по расследованию будет много. Тем более что есть те, кто открыто обвиняет Михаила Саакашвили в развязывании войны. Так, в эфире телеканала "Рустави-2" на передаче "Позиция" 12-ого апреля "погостила" Нино Бурджанадзе - лидер оппозиционного фронта "Демократическое движение - единая Грузия".

Вообще, на сегодняшний день подобрать правильное определение к движению Нино Бурджанадзе несколько затруднительно. Изначально оно планировалось как неправительственная организация. Однако сущность её, как и личность лидера, скорее, носила всё же политический характер. Правда, в последнее время, а именно после смены власти, деятельность этого движения отличалась крайней скупостью, ограничиваясь в основном соболезнующими письмами лидерам разных стран, в которых происходили те или иные катастрофы. Однако после недавнего заявления премьер-министра Иванишвили о том, что неплохо было бы Нино Анзоровне активизироваться, некоторое оживление внутри её движения появилось, хотя не исключено, что это просто совпадение.

Итак, лидер "Демократического движения - единая Грузия" в эфире телеканала "Рустави-2", отвечая на вопрос ведущей о необходимости анализа и расследования августовской войны 2008-го года, сказала, что "заключение Тальявини содержит тяжелейшие обвинения, которые власть Саакашвили скрыла от грузинского народа". "Когда накануне военных действий 3-его августа 2008-го года я встретилась с Михаилом Саакашвили по его же просьбе, я его предупредила, что наше включение в войну будет катастрофой для нашей страны, - заявила Нино Бурджанадзе. - В то же время я напомнила ему его беседу с Путиным в апреле, когда Путин предупредил нас, что если Грузия включится в войну и пострадает даже один миротворец - солдат, то за этим последуют непоправимые последствия", - добавляет бывший член правительства.

"Я напомнила Саакашвили и слова Кондолизы Райс, которые она мне говорила во время моего визита в США в июне месяце: "Ни в коем случае, пусть даже будет провокация, не поддавайтесь на неё, в противном случае США не включится в эту войну! Мы не начнём войну с Россией из-за Грузии, вы останетесь одни и проиграете..." А в ответ на все мои убеждения, что никак нельзя начинать войну с Россией, они (Саакашвили и представители правительства - прим. автора) говорили, что один грузинский солдат равен 50-ти русских. Что у нас - новейшая техника, а у русских - заржавленная техника, и мы должны пойти на войну..." - рассказала Нино Бурджанадзе.

Дальше слова её звучали как прямое обвинение: "Мы должны узнать, кто этот человек, из-за действий которого погибли российские миротворцы! Посмотрите хронологию - поднимите заявления Саакашвили, Курашвили, которые заявили, что мы начали восстановление конституционного порядка в Цхинвали! Потом Саакашвили и Ломая сделали заявление, что русские хорошо себя ведут и не вмешиваются в конфликт, когда Саакашвили отдал приказ бомбить Цхинвали - когда он позвонил мне и я его умоляла: "Останови этот приказ, в противном случае мы погибнем, страна обвалится нам на голову!" А в ответ получила: завтра утром, мол, вместе отпразднуем в Цхинвали!".

Из всего сказанного Бурджанадзе Михаил Саакашвили согласился только с одним заявлением - относительно Кондолизы Райс. "Это, по-моему, единственное, в чем эта женщина (Нино Бурджанадзе) не лжет. Так и было. На это мы им говорили: "Мы не включимся, Конди, дорогая, но что сделаете вы, если они все равно идут?" Их ответ был таким: "Мы не думаем, что они сделают это..." При этом в руководстве Америки рассматривался и план бомбежки Рокского тоннеля. Мне очень жаль, что они так и не приняли это решение", - добавляет Саакашвили.

Нино Бурджанадзе была в курсе всего, что происходило в августе 2008-го года, но изменить ход событий или хотя бы как-то повлиять на исход она не была уполномочена. К тому моменту отношения между нею и президентом уже дали трещину.

Официально их пути разошлись после войны 2008-го года. Бурджанадзе перешла в оппозицию и создала партию "Демократическое движение - единая Грузия", став её председателем. Но поговаривали, что в преддверии парламентских выборов Бурджанадзе и Саакашвили не смогли договориться о численности своих сторонников в партийном списке.

Дальше - хуже. 2-ого июня 2009-го года адвокаты Бурджанадзе подали иск против Саакашвили за "опороченную честь, достоинство и деловую репутацию" своей подзащитной. Поводом для подачи иска послужило заявление президента о том, что Бурджанадзе отстаивает российские интересы и получает деньги из России. 3 сентября 2009 года суд отказал Бурджанадзе в рассмотрении иска.

В мае 2011 года Нино Бурджанадзе возглавила организованные политическим объединением "Народное собрание" массовые антиправительственные акции протеста в Грузии, закончившиеся 26-го мая силовым разгоном демонстрантов в Тбилиси. Общественность Грузии по сей день считает, что и сама Нино Бурджанадзе несёт ответственность за расправу над участниками акции, и обвиняет её в том, что сама-то она нисколько не пострадала, вовремя покинув площадь.

Сегодня, однако, расстановка сил в стране иная. Оба лидера партий, и Михаил Саакашвили, и Нино Бурджанадзе, в оппозиции к власти действующей. Обладая на Западе репутацией мирного политика, с которым можно строить диалог, Бурджанадзе имеет все шансы укрепить свои позиции на политической арене страны. Возможно, временная бездеятельность и наблюдательно-выжидательная позиция её партии - это своего рода затишье перед бурей. Во всяком случае открытый призыв к президенту страны принять участие в теледебатах, дабы расставить все точки над I в вопросах войны августа 2008-го года года, говорит о том, что Бурджанадзе намерена вступить в борьбу. Если эти дебаты состояться, она имеет все шансы выйти победителем в первом раунде открытой борьбы с президентом и набрать очки, как в глазах общественности, так и новой власти.

Кама Рзаева