Мужчина и женщина

Экомигрантов оставят без крыши над головой?

Некогда покинувшие Грузию греки-бердзены сегодня возвращаются назад. Но их дома уже заняты экомигрантами из Аджарии. Какое решение примет правительство страны? Кто имеет больше прав на проживание в этих домах: нынешние жители - аджарцы, оказавшиеся здесь волею судьбы, или прошлые хозяева - бердзены, 20 лет назад добровольно оставившие свои дома?

В начале 90-х годов прошлого века, когда Грузия переживала самые тяжёлые свои времена, страну покинуло большое число греков, или бердзенов, как их здесь называют. Покидая страну, они говорили, что уезжают на свою историческую родину - Грецию. Спустя несколько лет в связи с оползнями в горной части Аджарии население этих мест было расселено по стране. В результате этого расселения, длящегося с 1997-го по 2006-ой год, несколько тысяч семей оказались в Цалке и поселились как раз в пустующих домах греков.

Сегодня ситуация изменилась. В Греции в течение последних лет произошел резкий спад экономики. Кризис в стране привёл к тому, что бердзены вновь возвращаются в Грузию. Пока случаи возвращения греков единичны, но если это примет массовый характер, то более 2000 семей, дома которых заняты экомигрантами из Аджарии, могут остаться без крыши над головой.

Однако гамгебели (управляющий) Цалкского муниципалитета считает, что проблема эта высосана из пальца, а сложившаяся ситуация на самом деле не так страшна. Он заявляет, что уехавшие из Грузии греки ежегодно в пасхальные дни приезжают к себе в Цалку, но после праздников всегда уезжают обратно. Он говорит, что в связи с экономическим кризисом в Греции в Грузию вернулись всего 3 семьи.

"Эта информация о массовом возвращении греков искажена. Я бы сказал, что она существует лишь на уровне слухов. Греки ежегодно приезжают в Цалку на Пасху. А шуметь начали несколько человек, которые здесь гостят. Они из села Хуло, района Аджарии. Здесь у них нет домов и нет никакой регистрации. Кто и что им пообещал, неизвестно, но они затеяли ничем не обоснованную шумиху. Привели в деревню Авранло журналистов и обострили ситуацию. Вернулось в село всего 3 семейства из-за создавшейся в Греции сложной ситуации. Месяц тому назад был случай, когда у одной семьи требовали освободить дом. В Цалке проживают всего 3550 экомигрантов, в то время как официально зарегистрирована только половина. Скупленные правительством жилые дома (561 дом), которые числятся на балансе министерства по делам беженцев и вынужденно перемещённых лиц, переданы по договору мигрантам. Вопрос их поселения здесь - это компетенция министерства, и он не имеет никакого отношения к гамгеоба", - заявляет гамгебели Цалки Джони Сабадзе. Однако, судя по тому, как оправдывается глава муниципалитета, проблемы в Цалке всё-таки существуют.

13-го апреля была проведена акция протеста жителей села с требованием к правительству оказать им помощь. К этому времени из Цалки уже было выселено около семидесяти семей, а десяти из них дано время на выселение до конца апреля.

Экомигранты и жители села Авранло связывают выселение с предполагаемым массовым возвращением греков. "Ни для кого не секрет, что в Греции кризис, и многие приезжают сюда, чтобы остаться. Греки возвращают себе собственные дома, а экомигранты остаются под открытым небом. У нас нет никаких разногласий с греческим населением, они хотят возвратиться. Но куда деться аджарцам?" - спрашивает поверенный села Рамаз Хозреванидзе.

"Ежедневно приезжают греки и требуют освобождения своих домов, говорят, что возвращаются, и им нужны собственные дома. К Пасхе ожидается массовое возвращение", - рассказывает житель села Авранло Эмзар Сагинадзе.

На самом деле проблема намного глубже. В Грузии у экомигрантов нет статуса. В этой сфере царит полный правовой вакуум. Они абсолютно не защищены. Реально в Грузии их насчитывается до 100000 человек. Формально помощь экомигрантам входит в компетенцию министерства по делам беженцев и вынужденно перемещенных лиц. Но имена этих людей не находятся в списках насильственно перемещенных. Существуют положения в документах ООН, в которых дано ясное определение для насильственно перемещенных лиц. "Насильственно перемещенным лицом считается любой, кто по той или иной причине, не зависящей от него, был вынужден покинуть место своего проживания, при этом не покидая границ своей страны". Одна из перечисленных причин - природная катастрофа. А по законодательству Грузии насильственно перемещенными считаются только жертвы вооружённого конфликта. Следовательно, экомигранты не подходят под эту категорию и не могут защитить свои права.

Координатор неправительственной организации "Защита окружающей среды Кавказа" Резо Гетиашвили, беседуя с нами о тяжелой ситуации экомигрантов в стране, говорит, что 11000 семей проживают в опасных для жизни условиях. "Первым делом необходимо установить вопрос статуса, в самой системе неразбериха, стоит серьезная проблема. Согласно официальной статистике, существует 11000 семей, у которых полуразрушены дома, но они не могут их покинуть, так как государство не может их обеспечить жильём. Бывали случаи, когда семье своими силами удавалось уехать, но они просили у правительства помощи. С 2009 года не было выделено ни одного тетри на нужды экомигрантов. Их просто игнорировали. Эти семьи остаются там, где есть риск для жизни, и это часто кончается трагично", - говорит Гетиашвили.

Ситуация с экомигрантами в стране с каждым годом только усложняется. В тяжелом положении находятся районы Аджарии, Рачи и Сванетии. Но, пожалуй, особенно тяжело жителям сёл Душетского муниципалитета, где условия для проживания вообще отсутствуют. В эти сёла месяцами не въезжают автомобили, жители элементарно не получают ни образования, ни медицинской помощи. Проблемы существуют и в "районах-донорах". Так, к примеру, в восточной Грузии есть принимающие районы, где заселение происходит спонтанно, без всякого контроля и регулирования.

Нато Велиа