Мужчина и женщина

Докажет ли Тальявини содеянное Саакашвили?

Мировое информационное пространство взбудоражено вестью о том, что в руки международной комиссии ЕС по расследованию обстоятельств августовского конфликта, наконец-то, попали доказательства грузинской агрессии. По сообщениям ряда СМИ, комиссия уже сделала определенные выводы. Но так ли это на самом деле?

Шумиха вокруг неопровержимых доказательств комиссии Хайди Тальявини поднялась еще 21 марта. Все началось со статьи в немецком журнале «Шпигель», в котором, в частности, была опубликована любопытная информация:

«7 августа 2008 года генерал Мамука Курашвили, командир дислоцированных в Южной Осетии грузинских миротворцев, выступил по национальному телевидению с заявлением о том, что Грузия приняла решение о «восстановлении конституционного порядка в регионе», - приводит фрагмент статьи ИА Regnum. - Затем началась пятидневная война между Россией и Грузией, которая вскоре привела к эскалации отношений между Востоком и Западом - самой опасной со времен окончания холодной войны».

К слову, еще в октябре Курашвили пытался от своих слов всячески откреститься. «Журналист, который встретился со мной, не был подготовлен - соответственно, и я не был готов и сделал импульсивное заявление, которое, кстати, если бы я был готов, сделал бы по-другому», - цитировал его Civil.ge

Однако, как сообщает «Шпигель», прозвучавшее накануне боевых действий выступление грузинского генерала заинтересовало комиссию ЕС. Можно, правда, лишь гадать, почему эта видеозапись попала в руки Хайди Тальявини спустя почти четыре месяца после начала официального расследования. Возможно, недавние визиты в Сухум и Цхинвал способствовали пополнению досье комиссии.

Но на скандальном заявлении Курашвили история не закончилась. По данным немецкого издания, в своей речи грузинский генерал фактически процитировал приказ министерства обороны республики от того же числа, 7 августа. В пользу этого аргумента говорит тот факт, что дававший в свое время информацию комиссии ЕС заместитель начальника Генштаба РФ Анатолий Ноговицин ссылался именно на этот приказ.

Правда, текста самого приказа, доказывающего агрессивные устремления Саакашвили, у Тальявини пока нет. Грузинская сторона под предлогом «государственной тайны» отказывается его предоставить. Что, собственно говоря, и является признанием содеянного. Очевидно, у Тбилиси нет иного выбора: либо весь мир воочию убедится в преступном приказе, либо обвинение может быть выдвинуто лишь косвенным образом. Из двух зол выбирают меньшее.

Тем временем, в некоторых СМИ появилась информация о том, что комиссия ЕС уже признала факт стягивания 12 тысяч грузинских солдат и 75 танков к границе с Южной Осетией утром 7 августа. Такую масштабную переброску войск, естественно, было невозможно произвести молниеносно, поэтому налицо запланированная операция. А это, свою очередь, еще один камень в огород наблюдателей ОБСЕ, отвечавших за сохранение мира в регионе.

Пока официальной реакции от самой Хайди Тальявини или других членов комиссии ЕС не последовало. Молчит и официальный Тбилиси. Вероятно, и те, и другие взяли паузу для обдумывания дальнейших действий. Оно и понятно. Если комиссия признает инициатором агрессии Грузию, то опростоволосится Саакашвили, который, получается, шел на заведомый обман мирового сообщества, рисуя образ «российского обидчика». Но страшнее то, что Европе придется признать собственную предвзятость и субъективность. А этого делать, ой, как не хочется. Поэтому можно ожидать чего угодно.

Чем закончится подковерная политическая борьба в коридорах власти Евросоюза? Возымеет ли действие прессинг на комиссию Тальявини? Пока неизвестно. Будущее покажет. Но, опубликованная в «Шпигеле» и подхваченная практически всеми мировыми СМИ информация - уже маленькая победа. Победа Цхинвала над заговором молчания по поводу агрессии, развязанной Тбилиси. Сейчас у молодой республики впервые появляется надежда на то, что новые для европейцев сведения заставят их по-другому взглянуть на события в Южной Осетии.

«Тот вывод, который прозвучал предварительно о том, что войну начал президент Грузии Саакашвили, уже вселяет надежду на то, что и другие выводы окончательного доклада будут объективными, обоснованными и опирающимися на реальные факты, - цитирует «Интерфакс» министра иностранных дел Южной Осетии Мурата Джиоева. - Поскольку многие как на Западе, так и в руководстве Грузии хотят представить все как агрессию России против Грузии, данный вывод для нас очень важен. Я хочу отметить, что вывод основывается на совершенно очевидных фактах».

Артем Горбунов