Мужчина и женщина

Грузия заставила Сталина покраснеть

Не успели активисты-сталинисты открыть памятник советскому вождю в Телави, как его облили красной краской и исписали надписями. Такая судьба постигает монумент "вождю народов" далеко не впервые. По-видимому, грузины упорно не желают принимать советского лидера с распростертыми объятиями. Даже в каменном виде.

Памятник Сталину был открыт в воскресенье в Телави у Мемориала Второй мировой войны по инициативе общественной организации "Сталинец" и Союза ветеранов. Председатель сакребуло Телавского муниципалитета Дима Бочоридзе заявил, что группа граждан самовольно установила этот памятник, а муниципальное собрание не давало разрешения на его установку. По его словам, возможно, памятник вскоре будет демонтирован.

А Телавский мажоритарный депутат Гела Самхараули заявил грузинским СМИ, что "это было не открытие, а возвращение отреставрированного памятника", так как монумент давно располагался в Телави.

Самый знаменитый памятник Сталину на центральной площади в городе Гори был демонтирован по решению властей Грузии в 2010 году. Недавно в СМИ появилась информация, что памятник будет установлен на территории дома-музея Сталина до 21 декабря, однако Минкультуры Грузии вскоре опровергло эту информация и заявило, что такого разрешения ведомство не выдавало.

Два памятника Сталину уже восстановлены в регионе Кахетия — один в селе Земо-Алвани Ахметского района, второй — в селе Акура Телавского района. В знак протеста вандалы с начала этого года облили краской три памятника советскому вождю, передает "Взгляд".

По словам киевского историка и политолога Сергея Гончарова, многие русские уважают Сталина за то, что, будучи нерусским по происхождению, он сделал максимум для того, чтобы Российская империя управлялась преимущественно русскими. "Сталин не стал переносить кавказский менталитет в имперскую власть, он не "перетаскивал" своих родичей на должности во власти, как это желают многие кавказцы, стоит им занять хоть какой-нибудь ответственный пост. Людей Сталин ценил по их качествам, независимо от происхождения, а процент талантливых людей среди русских, как правило, не ниже, чем среди других народов — поэтому неудивительно, что доля русских во власти при Сталине возросла. За это многие русские патриоты Сталину благодарны", — рассказывает Гончаров.

"Что касается жестокости Сталина — то нужно понимать, что он пришел из среды революционеров, особой "добротой" не отличавшихся, — продолжает Гончаров. - Грызня между революционерами по итогам борьбы за власть — обычное дело в мировой практике, какую бы революцию мы ни взяли. Не устроил бы 1937 г. Сталин, его устроил бы кто-нибудь другой, и не факт, что крови было бы меньше".

"Сталин — это первый, и пока что единственный кавказец, который стал исторической личностью глобального масштаба, причем благодаря России. И своим примеров он показал возможность для кавказцев не только "интегрироваться" в империю, но и ее возглавить. Ни Запад, ни исламский мир такой привилегии кавказцам не давали, и давать не собираются", — считает Сергей Гончаров.

О необходимости более активно информировать население о сталинской эпохе говорит и эксперт по международным вопросам Ираклий Менагаришвили. "Конечно, восстановление памятников не является системным явлением, это, скорее, инициатива частных лиц или группы лиц, — сказал Менагаришвили в интервью GeorgiaTimes. — Очень жаль, что в Грузии все еще существуют люди, которые сохранили иллюзии относительно советского периода и роли различных лиц этой эпохи. Я считаю, что в этом виновно и наше общество, поскольку реального обсуждения и реальной оценки этих событий в Грузии не было.

Только кулуарных бесед в определенных группах явно недостаточно. В то же время это не единственная тема, важная для Грузии, обсуждение которой не вела та интеллектуальная часть общества, которая обязана была это сделать", — заявил Менагаришвили.

Эксперт по политическим вопросам Каха Гоголашвили считает, что восстановление памятников Сталина на центральных улицах грузинских городов не вызовет положительной реакции. "Насколько мне известно, большинство населения Гори этот вопрос волнует незначительно, — сказал Гоголашвили в интервью GeorgiaTimes. — Если бы этот памятник не убирали в свое время, тогда я не был бы против того, чтобы его оставить. Но сейчас восстанавливать памятник — это уже совсем другое дело, и будет истолковано соответствующим образом. Конечно, это создаст почву для разговоров, что в Грузии пришли к власти прокоммунистические силы. Но если местное население в том или ином районе Грузии хочет восстановить памятник, пусть восстанавливает", — сказал Гоголашвили.