Мужчина и женщина

Винные реки Сакартвело сужаются в ручьи

«Развитие в стране виноградарства без российского рынка невозможно», - заявил накануне на встрече с населением Телави (регион Кахетия, Восточная Грузия), один из лидеров «Альянса для Грузии» Давид Гамкрелидзе. «Власти лгут, когда говорят, что потеря российского рынка никак не отразилась на экономике Грузии и что найдены альтернативные рынки в Европе и Америке, где продается грузинское вино. Именно в связи с потерей российского рынка власти заставляют население вырубать виноградники и за это платят деньги», - подчеркнул политик, которого цитирует портал «Бизнес Грузия».

Массовое уничтожение посадок винограда вызвало возмущение даже у патриарха Илии Второго, который предложил государству взять на себя роль экспортера произведенного крестьянами вина. Правительство пытается решить эту проблему популяризацией вин на всевозможных международных выставках. С Турцией удалось договориться о специализированной экспозиции грузинских вин, которая откроется в Анталии 29 марта.

На турецкий рынок Тбилиси делает особую ставку. Президент Грузии в начале марта советовал виноделам не паниковать, а нацелиться на экспорт в соседнюю страну. На ее курортах ведь отдыхают россияне и украинцы, которые с большим удовольствием пьют солнечный напиток. Накануне стало известно, что турецкая сторона в результате переговоров с грузинским Минсельхозом согласилась увеличить в 2010 году экспортную квоту Грузии, которая зафиксирована в соглашении «О свободной торговле». Сейчас грузины имеют право ежегодно экспортировать туда 400 тысяч бутылок вина, но поставляют меньше.

На Украине потребление грузинских вин в этом году резко сократилось из-за кризиса. Telavi Wine Cellar (Телавский винный погреб) заявил, что вынужден будет снизить экспорт вина в эту страну ориентировочно на 10 процентов. В минувшем году компания поставила туда около 600 тыс. бутылок вина, передает радио «Коммерсант». В целом экспорт грузинских вин на Украину достигает 4-5 млн бутылок в год - больше, чем в любую другую страну мира.

Всего в 2008 году Грузия экспортировала, по данным Минсельхоза, 12 млн 192 тыс. бутылок вина. Помимо Украины, оно поставлялось в Казахстан, Белоруссию, Латвию, Польшу и США. Но что эти 12 миллионов по сравнению с показателем 2005 года! Тогда, по признанию действовавшего министра сельского хозяйства Михаила Саимонишвили, Грузия за год вывезла 60 (!) миллионов бутылок вина, из которых 40 миллионов пошли в Россию.

В 2006 году ввоз грузинского вина в Российскую Федерацию был запрещен в связи с наличием в нем пестицидов и тяжелых металлов. Виноделы в начале этого года послали в Роспотребнадзор письма и образцы продукции, чтобы развеять сомнения дегустаторов. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко пообещал рассмотреть этот вопрос, подарив луч надежды.

Гамкрелидзе прав в своих расчетах на российских потребителей. «Если мы хотим спасти виноградарство и виноделие, что является основным источником существования кахетинских крестьян, все должно быть сделано, чтобы вернуть потерянный рынок», - заявил он на встрече с жителями Телави, которые считают реализацию вина главной проблемой.

Кахетинские виноделы через СМИ предупредили, что не будут принимать виноград этого лета на переработку, если не продадут прошлогодние запасы. Они уже спустили цены до минимума, сообщает портал «Бизнес Грузия» со ссылкой на информационный центр Кахетии. Литр домашнего вина стоит 80 тетри. Одновременно дорогие марочные вина из-за падения спроса упали в цене на 10-15 процентов. Как сообщает радио «Коммерсант», вина компании «Киндзмараулис Марани» стоят по 5-17 лари за литр.

Министерство сельского хозяйства Грузии считает жалобы кахетинцев необоснованными. Глава ведомства Бакур Квезерели утверждает, что вино стабильно реализуется как на местном, так и на экспортном рынках. «Почему конкретному заводу не удается продать вино, не могу сказать, но не думаю, что эта проблема как-то отразилась на крестьянах»,- заявил министр журналистам. Его поддержал и губернатор Кахетии Георгий Гвиниашвили: «Наши производители зависели от российского рынка, потеря которого внесла определенный дискомфорт. Однако, после того как нам удалось выйти на западный и европейский рынки, продажи грузинского вина увеличились, в чем есть и заслуга грузинского правительства».

Оптимизм чиновников совершенно не разделяет эксперт Паата Когуашвили. Сбор урожая винограда, по его словам, в этом году поставлен под угрозу, как и будущее отрасли в целом: «За последнее время площади под виноградники катастрофически сократились. В 1985 году виноградники разбивались на 130 тысяч гектарах земли, в то время как сегодня всего на 38 тысяч гектарах, что является катастрофическим показателем».

Светлана Болотникова