Мужчина и женщина

«Олимпус инферно» - не про войну, а про любовь?

Режиссер фильма «Олимпус инферно» - Игорь Волошин, который уже снимал фильмы о Чечне, как-то, в интервью журналу «Сеанс», сказал: «Для меня война - такое, знаешь, animal-чувство. Вне игр государств, вне политики - живая субстанция, которая живет рядом с нами - вон там, чуть дальше протянутой руки. А мы об этом ни ... не знаем».

Из фильма «Олимпус инферно» узнать о войне можно не так уж и много. Жанр определен как боевик, мелодрама. По сюжету, молодой энтомолог из США, родившийся в России, приезжает в Южную Осетию, чтобы исследовать редкую бабочку «Олимпус инферно». Молоденькая журналистка из Москвы несется туда, чтобы посмотреть на парня, в которого была по уши влюблена в школе. По крайней мере, она сама это утверждает в фильме. В кадр с бабочками случайно попадает начало войны - движение колонн грузинской техники. Об этом то и хочет рассказать молодая журналистка. Но пока Майкл и Женя - главные герои - по законам блокбастера прорываются под свист пуль и грохот взрывов, другие журналисты рассказывают миру, что это Россия напала на Грузию. А не наоборот. В итоге документальных кадров о начале войны так никто и не увидел. На диске оказались записи только бабочек, и никакой грузинской техники, движущейся к Цхинвалу.

Комментарии на фильм наводнили блоггосферу (с сайта ruskino.ru):

Дмитрий из Москвы: Ужас, такой отвратной игры актеров я давно не видел. Сравнить можно если только с фильмом про Мухтара и 3 тупых следаков со Щукинской. Сценарий вообще ни о чем. Бред. Жалкая, дешевая попытка прогнуться перед Роскино. Стыдно... Атлант из Ярославля: Сильный фильм! Смотрится на одном дыхании. Уж не знаю на сколько он правдив на 80 процентов или на все 100 процентов, но создается впечатление документальности сюжета. Я бы дал 100 баллов!

Как ни удивительно, жители Южной Осетии восприняли мелодраму без оптимизма. На сайте Осинфо: Смотрела фильм вчера... очень и очень разочарована... Как можно было снимать фильм про Осетию и постоянно показывать абхазский флаг, да и актеры разговаривали на абхазском... Пожалела потраченного времени... Единственный осетин (дигорец), да и тот играл грузина Вахо.

Человека, бывавшего на Кавказе, невозможно убедить, что абхазские пейзажи похожи на южноосетинские. К тому же в ленту попали и многие чисто абхазские детали - то флаг, то дата окончания войны, то туннель, которого в Южной Осетии отродясь не бывало (но очень похож на деталь из фильма «Кустурицы «Жизнь как чудо» - И.П.). Впрочем, блоггеры, судя по всему, зря тратили свой пыл на обсуждение фильма, политического контекста и действенного пиара. В интервью агентству «Рейтер» Волошин утверждает, что это - всего лишь приключенческий фильм о двух молодых людях, оказавшихся на войне.

«Начались споры о «плохих грузинах и плохих русских», но это всего лишь кино. Я сделал фильм, произведение искусства, и так к нему и надо относиться, - цитирует Волошина ОСинфо. - Люди обожают смотреть такие шедевры о войне во Вьетнаме, как «Апокалипсис сегодня». Но почему-то никто не вспоминает, что его герои вторглись во Вьетнам и жгли эту страну напалмом». При этом Волошин отмечает: «Если вы посмотрите на факты, станет ясно, что войну начала Грузия». Но ведь в этом сейчас никто не сомневается, причем ни в России, ни в Европе. Даже «Шпигель» написал буквально на прошлой неделе, что специальная комиссия пришла к выводу, что войну начала Грузия.

На вопрос же журналиста радио «Свобода» - как вам кажется, какой будет реакция на ваш фильм в Грузии - Волошин отвечает: «По этому поводу я переживаю больше всего. У меня огромное количество друзей-грузин, я люблю грузинскую культуру, не говоря уже о кухне. Но я очень надеюсь, что грузины поймут: это фильм не о них. Он о двух молодых людях, оказавшихся в критических обстоятельствах и сделавших свой выбор».

Впрочем, хотя зритель так и остается в неведении - умерла или выжила главная героиня, ее по-человечески жаль. Ее спутник Майкл - нелепый и неприспособленный к жизни, не то, что к войне. Так что все: и война, и спасение, и честь Родины ложатся на хрупкие плечи юной журналистки. Вот какова современная мелодрама!

Грузинские блоггеры молчат. В Грузии сейчас, полагаю, других забот много - очередная революция на носу. Так что не до обсуждения фильма, тем более, не об августовской войне, а, как выяснилось, о любви.

Российские кинокритики тоже отмалчиваются. Корреспондент GeorgiaTimes полдня звонил знатокам российского кинематографа: режиссеры, критики, актеры отвечали - нет, не смотрели, сказать ничего не могут. Однако все сходились во мнении, что любой конфликт, неизбежно отображается в кинематографе. Так оно и есть: фильм о российско-грузинской войне сейчас снимает культовый режиссер Эмир Кустурица. В 90-е он получил «Золотую пальмовую ветвь» каннского фестиваля за картину «Подполье» - о войне в Югославии. Как сообщает газета «Известия/Неделя», предварительная договоренность с сербским режиссером была достигнута в ходе его визита в Россию в декабре прошлого года. Сюжет и название фильма пока неизвестны, но, скорее всего, он будет в лучших традициях режиссера - синтезом истории народов, людей, любви...

Между тем, грузинские власти неоднократно выражали свое недовольство планами мэтра. По их мнению, фильм будет далек от той версии, которой придерживается официальный Тбилиси. Грузинские политики и общественные деятели настоятельно советовали Кустурице прислушаться к их мнению. Инициаторы проекта, однако, отнеслись к таким предостережениям скептически. По мнению профессора Бзарова, Эмир Кустурица способен самостоятельно разобраться: кто прав, а кто виноват.

Ирина Пташковская