Мужчина и женщина

Южная Осетия отгородилась на четырех языках

Обстановка на границе Грузии и Южной Осетии вновь обострилась. Практически каждый день здесь задерживают местных жителей за незаконное пересечение границы. Пограничники даже установили баннеры на четырех языках, но и это не помогло. Теперь эксперты размышляют о том, что должно предпринять руководство Грузии, а МВД усиливает патрулирование в приграничных селах.

На границе между Грузией и Южной Осетией в последнее время вновь неспокойно. Правда до столкновений дело не доходит, однако каждый день кого-то задерживают за незаконное пересечение границы. Дело в том, что обустройство границы российские пограничники, которые помогают Цхинвалу, завершили совсем недавно. Они даже повесили специальные баннеры с указанием места, где завершается Грузия и начинается Южная Осетия. На указателях с грузинской стороны надписи сделаны на грузинском и английском, а с югоосетинской стороны — на осетинском и русском языках. Однако местное население никак не привыкнет к новым правилам. Из-за этого на границе каждый день кого-то задерживают, причем как граждан Грузии, так и граждан Южной Осетии.

Так, два дня назад задержали жителя грузинского села Хурвалети 28-летнего Гочу Макишвили. Он пересек госграницу из Грузии и находился на территории Южной Осетии незаконно. Также был задержан 24-летний Малхаз Валиев, гражданин Южной Осетии, который в свою очередь также подозревается в нарушении пограничного режима. Обоих нарушителей передали в Погранслужбу КГБ Южной Осетии для соответствующего разбирательства.

"Наш односельчанин собирался перейти в село, которое находится отсюда в двух-трех километрах, — говорит житель села Хурвалети Георгий Маисурадзе. — Кажется, хотел навестить родственников. Он часто так ходил. Но на сей раз его задержали за незаконное пересечение границы. Видимо, Гоча не знал, что пересекать эту линию нельзя. Вот и попался. Скорее всего, его оштрафуют и отпустят. Они так делают".

Читайте также: Новая реальность Южной Осетии

О том, что местные жители плохо информированы в вопросе, где и как надо пересекать границу, свидетельствует статистика. За две недели в этом районе за незаконное пересечение границы Южной Осетии были задержаны 10 человек. До признания Россией независимости Южной Осетии в 2008 году и оформления соглашения об охране границ республики пограничной системы здесь практически не существовало. А если верить советским картам, то граница зачастую проходила через села и делила их на две части. После демаркации это создало проблемы местному населению, у многих из которых пастбища и сельхозугодия остались за колючей проволокой.

"Теперь, после того как установили баннеры, мы не сможем переходить в эти огороды, — поделилась в беседе с GeorgiaTimes жительница села Двани Ламзира Гедеванишвили. — Как мы и предполагали, огороды остались на территории Южной Осетии. Если раньше нас задерживали пограничники, мы им объясняли, что не знали, что пересекли границу, и нас отпускали, теперь так легко не отделаться. Ведь только в нашем селе установлено шесть баннеров с указанием границы Южной Осетии. Может быть, придумают какие-то правила пересечения границы. А до тех пор граница для нас закрыта".

МВД Грузии уже приняло решение усилить патрулирование на границе с Южной Осетией — как говорится в сообщении ведомства, "во избежание провокаций". Об этом, в частности, заявил глава аналитического департамента грузинского МВД Давид Суджашвили.

Грузия также собирается "максимально активизировать работу со странами-партнерами". По мнению руководства МВД Грузии, установление баннеров оказывает на местное население "психологическое воздействие".

Однако эксперты считают меры, принимаемые властями страны в приграничных селах, недостаточными. "Я считаю, что все эти проблемы должны быть обсуждены с экспертами, представителями неправительственных организаций, — сказал в интервью GeorgiaTimes эксперт по военно-политическим вопросам Вахтанг Маисая. — К сожалению, нынешнее руководство Грузии продолжает политику прежних властей — обсуждение проблем, связанных с Абхазией и Южной Осетией не происходит в открытом режиме. Практически власти страны находятся в роли статистов и никак не могут влиять на процессы. К тому же, действия руководства страны настолько закрыты, что сложно судить о каких-то конкретных результатах".

"На самом деле, подобных встреч, где были бы обсуждены вопросы Абхазии и Южной Осетии, в Грузии не проводилось с 2009 года. У власти нет никакой коммуникации с обществом по этим вопросам. Как будто они вовсе не знают, что делать в этом направлении", — сетует эксперт.

Обустройство границы между Южной Осетией и Грузией началось после подписания между Москвой и Цхинвалом договора об охране государственной границы. Особенно активно эти работы стали вестись в 2011 — 2012 годах. Тбилиси неоднократно выражал в связи с этим многочисленные протесты, однако они никак не повлияли на развитие ситуации.

Михаил Вардзелашвили