Родители и дети

Церковные алтари - не политические трибуны

Илия Второй собирается в Абхазию. Но его там не ждут, как заявил управляющий Сухумо-Абхазский епархией Виссарион Аплиа. Поскольку Русская православная церковь (РПЦ) поддерживает каноническую целостность Грузинской патриархии, ее представители просят русских священников содействовать примирению с Абхазской епархией.

В воскресной проповеди Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй выразил желание посетить Абхазию, чтобы уладить вопрос с выдворением семи монахинь и монахов из абхазских монастырей. «Изгнали наших священнослужителей, но это временно. С Российской церковью у нас есть договоренности, и Абхазия и Цхинвали входит в нашу юрисдикцию», - цитирует Патриарха Day.Az. «Из Абхазии были изгнаны представители духовенства, и я хочу, чтобы вы помолились за них. Я хочу утешить их и сказать им, что Абхазия - неотделимая часть Грузии, и Абхазия никогда не будет отделена от Грузии», - передает слова Илии Второго сайт «Наша Абхазия».

На эти слова грузинского пастыря неприязненно отреагировал управляющий Сухумо-Абхазской епархии священник Виссарион Аплиа, заявив, что приезд Илии невозможен. «О таком визите даже и речи не может быть. Патриарх позволяет себе делать заявления политического характера... Это очередная провокация, мы его в Абхазию не приглашали. Интересно, каким путем он собирается попасть в Кодорское ущелье?», - вопрошает священник, в начале девяностых годов прошедший обряд рукоположения в сан диакона от Илии Второго.

Напомним, монахи из Абхазии были выдворены за пропаганду целостности Грузии. Позиция светских властей понятна. «Священники заявили, что не признают власти Абхазии и Абхазскую церковь, и что они подчиняются только Грузинской православной церкви (ГПЦ), в лоно которой мы им и предложили вернуться», - прокомментировал ситуацию «Интерфаксу» представитель президента Абхазии в Кодорском ущелье Сергей Джонуа. Но их изгнание поддержал и Виссарион Аплиа, который, если верить его словам, считает, что «у православных христиан нет разделения на национальности, все мы братья во Христе». Он уличил монахов в политических провокациях из-за заявлений о целостности Грузии и Грузинской церкви. Монахи отказались принять устав Абхазской православной церкви, непризнанной ни ГПЦ ни РПЦ, и поплатились за это.

После признания Россией независимости Абхазии, представители местной церкви обратились к Русской православной церкви с просьбой наделить Абхазскую епархию самостоятельностью в составе РПЦ. Но Московский патриархат не пошел на изменение границ канонических владений. Протоиерей Всеволод Чаплин 26 августа пояснил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться в каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами». В октябре синод РПЦ оставил просьбу осетинской и абхазской православной церквей принять их «под омофор» без ответа. Сейчас верующие новоиспеченных государств лишены духовного окормления Грузинского патриархата. Причем в Южной Осетии православных наставляют на путь истинный чуть ли не сектанты - представители не имеющего евхаристического общения с мировым православием старостильного «Синода Противостоящих» Истинно-Православной Церкви Греции. А в Абхазии, помимо Аплиа, служат молодые священники, рукоположенные в Майкопской епархии РПЦ и являющиеся ее клириками, сообщает Благовест-Инфо. При этом Московский Патриархат официально продолжает считать Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви, а присутствие своих священников называет временной мерой.

На позицию РПЦ Илия Второй отвечает взаимным нейтралитетом. В прошлом году он отказался от участия в киевских торжествах по поводу 1020-летия Крещения Руси, которые имели политическую подоплеку - отделение Украинской православной церкви от Московского Патриархата, о чем писала «Независимая газета».

Сейчас грузинский патриархат надеется на содействие Русской церкви в организации визита Илии Второго в Абхазию. Как сообщил корреспонденту российской газеты «Коммерсант» митрополит Зугдидский Герасим, «грузинская сторона ведет переговоры о посредничестве в этом вопросе с руководством Русской православной церкви и рассчитывает, что позиция РПЦ поспособствует визиту». По сведениям издания, этот вопрос также поднимался в декабре прошлого года на встрече Илии Второго с президентом России Дмитрием Медведевым.

Между тем в РПЦ тему взаимоотношений абхазских и грузинских священников официально комментировать не хотят. Но, как сообщили «Коммерсанту» анонимные источники, Русская православная церковь действительно может выступить в роли миротворца между грузинскими и абхазскими священниками.

Государство в России отделено от церкви, и наоборот, дела религиозные не зависят от решений светских властей. Почему же грузинские и абхазские священнослужители занимаются тем, что не должно входить в их компетенцию? Разве Бог для абхазов и грузин не един? Понятно же, что мир в абхазских монастырях и церквях воцарится лишь тогда, когда политика останется за дверями храмов. Это относится и к мирянам, и к священнослужителям, а особенно - к церковным иерархам.

Светлана Болотникова