Родители и дети

Оппозиция Кокойты выглядывает из Владикавказа

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты после войны августа 2009 года и признания независимости республики встал на путь авторитаризма, устраняя оппозицию. Об этом накануне заявил глава общественной организации «Гражданская инициатива» Олег Тезиев, когда-то занимавший пост премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силами Южной Осетии. «Мы считаем, что нынешнее руководство Южной Осетии абсолютно деструктивно. Оно некомпетентно в большинстве вопросов, особенно в экономических», - цитирует Тезиева «Новый Регион». «Вся инфраструктура республики по-прежнему разрушена. Кокойты создает потемкинские деревни. К примеру, показывает районы, где якобы восстановлены дома для жителей. Показывают сверху - они покрыты бордовой черепицей. Но если к ним подойти, то можно увидеть, что под крышами так ничего и не восстановлено», - обличает общественный деятель.

Но это еще не все. По словам Тезиева, в Южной Осетии идут репрессии против несогласных с президентом Кокойты и оппозиция опасается за жизнь своих родственников. В качестве наглядного примера террора североосетинский сторонник южноосетинской оппозиции привел факт, что ни лишенный права быть главой «Народной партии» Роман Келехсаев, ни социалист из «Фыдыбасты» Вячеслав Гобозов, которого ЦИК исключил из предвыборного списка партии, не приехали на пресс-конференцию в столицу России. В последний момент отказался говорить о ситуации в республике и бывший генпрокурор Ахсар Кочиев. «Гобозов заранее предупредил, что его не будет, сославшись на угрозы, поступающие ему и его семье в Цхинвале, Кочиев слег в больницу. А Келехсаев еще утром сегодня обещал прийти, был в отличном настроении, но за два часа до начала пресс-конференции также сообщил о своем отказе в ней участвовать», - рассказал Тезиев.

«У нас была отличная возможность построить действительно независимую республику, но сегодня эта возможность упущена «благодаря» президенту Эдуарду Кокойты. Для всех будет лучше, если Южная Осетия войдет в состав Российской Федерации. По крайней мере, так будет меньше крови», - подчеркнул оратор.

Что касается предстоящих выборов в Южной Осетии, то, по словам Тезиева, оппозиционные партии хотят, чтобы Центризбирком России провел экспертизу предвыборной кампании в южноосетинский парламент и отсрочил дату голосования. Лидер «Гражданской инициативы» утверждает, что ЦИК власти завысили численность избирателей до 62 тысяч человек, хотя реально имеют право голосовать не более 17 тысяч. По словам Тезиева, фальсификаторы заготовили 25 тысяч бюллетеней для вброса в пользу партии власти.

Кстати, ранее представитель пропрезидентского «Единства» Геннадий Кокоев на заседании «круглого стола» «Динамика развития институтов демократии Республики Южная Осетия в условиях признанности» также признал, в республике действительно исполнительная власть контролирует все остальные ветви, что противоречит демократическим нормам, сообщил «Кавказский узел».

Сам Эдуард Кокойты утверждает, что заинтересован в развитии демократии в республике, а выборы покажут, достойна ли Южная Осетия независимости. «Вы - лицо нашего общества, и от того, как будут проходить выборы, зависит многое. Критика должна быть, но она должна быть объективна и по делу. Мы должны показать этими выборами, что в Южной Осетии высокая общественно-политическая культура, и мы должны доказать, что мы неслучайно состоялись как государство. Это заслуга нашего народа», - заявил Кокойты на пресс-конференции в начале предвыборной гонки. Он отметил также, что некоторые партии пока «существуют только на бумаге» и свою жизнеспособность им еще предстоит доказать.

Президент, безусловно, прав, говоря о призрачности южноосетинских партий. После того, как «Фыдыбасту» отстранили от предыдущих выборов в парламент, партия прекратила свое существование и была воссоздана и заново зарегистрирована около года назад. Возглавляющий ее Вячеслав Гобозов долгое время жил во Владикавказе, руководил редакцией газеты «Пульс Осетии», имея при этом регистрацию у родителей в Южной Осетии. Роман Келехсаев также не играл особой роли в политической жизни Цхинвала. В действующем пока парламенте, помимо него, работал только один его соратник по «Народной партии». В преддверии нынешних выборов в Южной Осетии Келехсаев уехал в Северную Осетию и не отвечал на телефонные звонки, якобы из-за угроз в его адрес. Таким образом, оба политических оппонента Кокойты избрали Владикавказ своим вторым домом.

Вероятно, южноосетинская оппозиция подпитывается из Москвы и Северной Осетии, предположил в интервью GeorgiaTimes заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров. Он напомнил, что в результате недавнего скандала вокруг контроля над расходованием российской финансовой помощи в размере 10 миллиардов рублей, выяснилось, что некоторым строительным компаниям не нравится, как Цхинвал подбирает подрядчиков для ведения восстановительных работ. «Североосетинские олигархи не довольны тем, что Кокойты все держит под контролем, они хотели бы получить свою долю от инвестиционного пирога», - пояснил эксперт. Что касается заявлений оппозиции по поводу давления со стороны властей, то Михаил Александров считает, что Кокойты не имеет рычагов для того, чтобы сорвать пресс-конференцию в Москве. «Иначе о существовании Келехсаева и Гобозова никто и не узнал бы», - иронизирует собеседник GeorgiaTimes. Обвинения в авторитаризме - традиционны для кавказских стран, уверен Александров. «Точно так же грузинская оппозиция обвиняет Михаила Саакашвили», - отмечает завотделом Кавказа Института стран СНГ, по мнению которого кавказский стиль руководства не может быть иным.

Фото AFP