Родители и дети

Трудный выбор Хайди Тальявини

Журнал «Шпигель» (Der Spiegel) опубликовал корреспонденцию Уве Клусмана «Разбившаяся мечта», в которой автор знакомит читателя с мнением членов комиссии и некоторыми документами, которые красноречиво доказывают, что агрессором в «пятидневной войне» в Закавказье была грузинская сторона.

До конца июня эта экспертная группа, работающая в Женеве и возглавляемая швейцарским дипломатом Хайди Тальявини, должна представить свои выводы руководству ЕС в Брюсселе. Составлением заключительного доклада руководству ЕС о причинах войны в Южной Осетии занимается сама Хайди Тальявини.

Швейцарка Хайди Тальявини, владеющая русским языком, снискала репутацию специалиста по особо щекотливым дипломатическим поручениям. В помощь ей отрядили группу международных экспертов - военных, политологов, историков и специалистов по международному праву, и выделили бюджет в размере 1,6 млн. евро. Тем не менее, на сей раз перед Тальявини, как подчеркивает Клусман, стоит крайне сложная задача.

От выводов комиссии, пишет Уве Клусман, зависит многое, в том числе ответ на вопрос, можно ли считать Грузию серьезным кандидатом на членство в НАТО, или же бывшая советская республика находится в руках авантюриста. В ходе расследования, говорится в статье, были собраны высказывания грузинского президента, которые доказывают, что он давно проявлял заинтересованность в военном решении югоосетинского вопроса. Кроме того, высшие чиновники внешнеполитического ведомства в Берлине знают, что немецкий посол Уве Шрам (сейчас он заместитель главы комиссии ЕС по расследованию) предупреждал в своих докладах о склонности Саакашвили к войне.

Было бы уместно привести в этой связи высказывание президента РФ Дмитрия Медведева в ходе интервью китайскому телевидению: «Напомню, что всё, что произошло, по мнению Российской Федерации и моему личному мнению как Президента нашей страны, является последствием безответственной, преступной политики, которую проводило грузинское руководство в тот период. Если бы не эти безмозглые действия, то жизнь могла бы развиваться иначе. Тем не менее, было произведено несколько очень серьёзных действий, были совершены очень опасные действия, которые привели к человеческим жертвам. В результате этого Российской Федерации пришлось защитить своих граждан и граждан Южной Осетии, по сути, и Абхазии тоже. И после этого мы пошли на признание этих новых государств, признали Южную Осетию и Абхазию в качестве новых субъектов международного права».

Подобную оценку действий грузинского руководства разделяют все непредвзятые эксперты. «Большинство членов комиссии склоняется к выводу, что начал войну нападением 7 августа на Южную Осетию грузинский президент Михаил Саакашвили, - пишет «Шпигель».

Британский полковник в отставке Кристофер Лэнгтон, участвующий в расследовании, говорит, что «грузинская мечта разбита, и винить в этом страна может только саму себя». Политолог из Брюсселя Бруно Копитерс считает, что «поддержка Саакашвили Западом, особенно в военной области, невольно содействовала курсу Грузии на конфронтацию».

Реальные факты, собранные в ходе расследования, достаточно определенно отвечают на главный вопрос об ответственности за развязывание войны на Кавказе. Эксперты не нашли никаких подтверждений заявлениям грузинского президента о том, что российская колонна со 150 танками вошла в Южную Осетию вечером 7 августа. По их сведениям, российская армия пришла только 8 августа. Напротив, члены комиссии отмечают, что Саакашвили сконцентрировал 12 000 солдат и 75 танков уже утром 7 августа. Явной уликой воспринимается отказ Тбилиси предоставить комиссии грузинский приказ № 2 от 7 августа 2008 года, считающийся ключевым документом, а также последующие военные директивы.

Однако в докладе, по прогнозу корреспондента немецкого журнала, скорее всего, будут обойдены молчанием важные обстоятельства конфликта. А именно - уместный вопрос о роли США, поскольку администрация Джорджа Буша на протяжении целого ряда лет оказывала Грузии широкую военную помощь, а 150 американских инструкторов обучали ее армию. «Многие члены комиссии, - пишет Уве Клусман, - хотели бы получить представление о том, что знал посол США в Тбилиси Джон Тефт (ранее советник Национального военного колледжа в Вашингтоне) о марш-приказах Саакашвили». Они также находят заслуживающим внимания признание отвечавшего тогда за Грузию заместителя госсекретаря США Дэниэла Фрида, заметившего в недавней беседе с одним немецким политиком, что в августе 2008 года Саакашвили «вышел из-под контроля». Но «команда Тальявини», заключает «Шпигель», не станет опрашивать американцев. Для этого, признался его корреспонденту один из участников комиссии, «у нашей руководительницы и ЕС отсутствует кураж»

Члены комиссии Евросоюза предполагают, что Хайди Тальявини воздержится от резких обвинений какой-либо одной стороны конфликта, сохранив для Грузии открытой двери в НАТО, даже несмотря на то, напоминает «Шпигель», что «ее вспыльчивый президент в начале июня вновь громогласно говорил о том, что его страна все еще находится в состоянии войны с русским «врагом». Тем не менее, вопрос о вступлении Грузии в НАТО остается открытым и это во многом предопределяет выводы, которые на заключительном этапе должна сделать Хайди Тальявини.

Между тем, сообщает «Новости-Грузия», Хайди Тальявини призвала дождаться завершения работы комиссии и лишь потом делать выводы. Так она прокомментировала статью «Разбитые мечты», опубликованную накануне в журнале «Шпигель». По ее словам, «до вынесения доклада на рассмотрение ЕС, мнение любого эксперта должно быть подтверждено со стороны руководителя комиссии и мнение отдельного независимого эксперта не должно восприниматься как выводы комиссии». Что же касается доклада, то он должен быть представлен совету министров ЕС к 31 июля 2009 года.