Родители и дети

Новые часы и новые легенды Михаила Саакашвили

Эти нелепые часы напомнили Уолкеру, что Саакашвили всегда отличался от других президентов в своем регионе - «бывших партийных функционеров, которые превратились в клептократов, руководящих диктатурами с системной коррупцией».

Михаил Николаевич, судя по всему, оправился после тревожных дней в апреле и мае, когда оппозиция осаждала его резиденцию в Авлабаре, забрасывая ее морковкой и капустой и запуская во двор кроликов.

Теперь он даже бравирует этой символикой трусости. В конце разговора с Шоном Уолкером Саакашвили поведал журналисту, почему носит часы с кроликами. Таков его ответ на лозунг оппозиции «Саакашвили - кролик», намекающий, что президент - трус. «Не знаю, почему плохо быть кроликом. Они очень милые, если только не держать их в квартире», - заметил президент.

Однако если оставить в стороне любовь грузинского президента к кроликам и вернуться к современной грузинской реальности, то она не столь мягка и пушиста, как ушастые любимцы Михаила Николаевича.

Демократический режим симпатичного грузинского президента Михаила Саакашвили - это не более чем клон в прозападной раскраске авторитарного и коррумпированного режима его предшественника Эдуарда Шеварднадзе, свергнутого в 2003 году в результате «революции роз». Так утверждает Саломэ Зурабишвили, бывшая министр иностранных дел (занимавшая этот пост с марта 2004 по октябрь 2005), в своей книге-обвинении «Грузинская трагедия 2003-2008» (Salomé Zourabichvili, 'La Tragédie géorgienne 2003-2008').

Вышедшая во Франции книга-обвинение «Грузинская трагедия» - это рассказ о ее ошибке. «Меня выбрали министром из-за того впечатления, которое может произвести это назначение, а не из-за того, что я реально могу сделать», - объясняет она. Она вошла в иллюзорную систему: «Демократия, то есть демократические институты, демократический язык руководителей, их биография, учеба в западных странах, - все это стало великолепным фасадом, за которым скрывается совершенно другая система... система, в которой процесс принятия решений сконцентрирован в руках президента и еще нескольких лиц, наибольший вес среди которых имеют представители силовых министерств (Министерства внутренних дел и обороны)».

Президент Саакашвили, каким его описывает автор книги, - это не усвоивший западные принципы современный лидер, которым восхищается Запад, а человек из круга, близкого к Шеварднадзе, прошедший в конце советской эпохи киевскую школу КГБ, человек буйный и манипулятор. «Ничто не идет в расчет, если у Саакашвили в голове засела какая-то мысль, и он преисполнился холодной решимости. Он думает только о власти!», - отмечает Саломэ Зурабишвили .

«Любой политический памфлет намеренно утрирует действительность, тем более что автор сегодня является одним из руководителей грузинской оппозиции, - пишет в рецензии на эту книгу критик Пьер Лорен (Pierre Lorrain) из французского издания Valeurs Actuelles. - Однако эти критические замечания подтверждаются жестоким разгоном демонстраций в ноябре 2007 года, сфальсифицированными результатами выборов в 2008 году, формированием «ручного» парламента, смертью «от несчастного случая» премьер-министра Зураба Жвания и опасными играми специалиста по всякого рода провокациям всемогущего министра внутренних дел Вано Мерабишвили, ставшего главным силовиком грузинского режима».

Корреспондент The Independent Шон Уолкер, скорее всего, не успел ознакомиться с откровениями Саломэ Зурабишвили, но и он отмечает в начале своего интервью, что «дни, когда Грузию восхваляли как маяк свободы, давно миновали».

Впрочем, Саакашвили не позволил английскому журналисту начать разговор в президентской резиденции на негативной ноте: он немедленно начал показывать ему проекты пятизвездочных отелей, которые планируется возвести в Батуми. По оценкам президента, в ближайшие три года число туристов возрастет в 10 раз.

Вот только для этих грандиозных планов есть только одна помеха - Россия. Президент Грузии продолжает уверять мировую общественность, что российское вторжение было неспровоцированным и являлось частью долгосрочного плана Путина по оккупации грузинских территорий.

«По словам Саакашвили, вскоре после признания Косово Соединенными Штатами и многими европейскими странами Путин сказал ему, что у этого шага будут последствия на Кавказе, - пишет газета. - Вам придется расплачиваться за ваших союзников. Ваши союзники только что признали Косово, и нам придется что-нибудь сделать. Но для вас это будет не слишком болезненно, не волнуйтесь», - якобы сказал Путин грузинскому лидеру.

Такова новая легенда, которую Михаил Николаевич запустил в обиход во время своих многочисленных интервью зарубежным изданиям. Для пущей ее убедительности грузинский президент намекает на якобы существующие расхождения между российскими премьером и президентом по грузинскому вопросу.

За несколько недель до августовской войны Дмитрий Медведев намекнул-де Саакашвили, что отношения между их странами вскоре могут стать намного хуже, чем даже были, поведал президент Грузии в интервью. Это было на неформальном ужине в Астане. «Медведеву не нравилось то, что надвигалось, но он ничего не мог поделать», - посетовал Саакашвили своему британскому собеседнику.

И кажется, ему удалось очаровать Шона Уолкера.

«Несомненно, Саакашвили - самый интеллектуально развитый и харизматичный политик в регионе», - восторгается журналист.

«Его густая черная шевелюра подернулась легкой проседью на висках, но в остальном не похоже, чтобы прошлогодние события изнурили и утомили его», - замечает автор.

В своей книге «Грузинская трагедия» Саломе Зурабишвили утверждает: сила Саакашвили в том, что ему удалось заставить всех поверить, что он - сторонник демократии и свободы, защищающий их от постоянных посягательств со стороны России.

Михаил Николаевич - человек-легенда! С этим не поспоришь. Вот только и легенды бывают разные - со знаком «плюс» или «минус».