Родители и дети

Наступит ли «перезагрузка» на постсовестком пространстве?

За последнее десятилетие Грузия и Украина стали больше чем соседи. Даже лидеры двух стран, где победили цветные революции, породнились: Ющенко - крестный отец сына Саакашвили. Именно эти республики стали головной болью для Москвы. И хотя Тбилиси и Киев спорят с Москвой по любому поводу, ясно одно: ключевой момент, вызывающий противостояние, - это стремление обеих республик вступить в НАТО.

Москва никогда и не скрывала своего раздражения по этому поводу, неоднократно заявляя, что не допустит размещение баз альянса у своих границ. Последний четыре года пребывания в Белом Доме Джорджа Буша, который старался расширить сферу влияния Вашингтона практически на все постсоветское пространство, превратились для Москвы в вечный конфликт с бывшими братскими республиками.

Между тем, вот уже несколько месяцев, как Москва и Вашингтона нажали на кнопку «перезагрузки» своих отношений. Правда, некоторые эксперты полагают, что это - в значительной мере пиар-акция и особо уповать на нее не стоит.

США уже заявили, что готовы видеть Украину и Грузию в НАТО. Даже пообещали, что, возможно, примут их в Альянс и без предоставления «Плана действий по членству» (ПДЧ). Визиты высокопоставленных чиновников альянса в Киев и Тбилиси проходят регулярно.

На прошлой неделе в Грузии побывал заместителя министра обороны США Александра Вершбоу. И хотя по большей части ключевых вопросов он сказал Грузии «нет» - США не будут размещать элементы ПРО, не будут размещать базы, не будут вести переговоры о заключенных Гуантанамо, - но оставил надежду на вступление в альянс. Накануне делегация альянса побывала в Киеве.

В НАТО в целом положительно оценили текущий этап выполнения Украиной первой Годовой национальной программы по подготовке вступления страны в НАТО. Об этом в интервью проекту «Флот2017» заявил спецпредставитель генерального секретаря НАТО на Южном Кавказе и в Центральной Азии Роберт Симонс, сообщает УНИАН. Одним словом, работа выполнена на четыре с плюсом (по какой шкале выставлялась оценка - по пятибалльной или американской десятибалльной - не уточняется).

Говоря об евроатлантических перспективах Украины, Симонс упомянул как проблемный вопрос, «который возникает на этом пути, - противодействие России, с которой и у Украины, и у Грузии есть общие границы». «Между тем НАТО заявляло и заявляет: у России нет права вето на решения, которые принимаются как в самом Альянсе, так и на Украине и в Грузии. Вы сами вправе решать свою судьбу и выбирать системы безопасности, в которых хотите участвовать», - подчеркнул представитель блока.

Он в очередной раз обнародовал позицию генерального секретаря НАТО, который заявляет, что «Альянс сотрудничает с Российской Федерацией, и намерен углублять это сотрудничество, но это возможно только в случае уважения к волеизъявлению стран-партнеров НАТО».

Назначение Теффта послом на Украину также во многом может означать, что Москве и Вашингтону еще предстоит определиться со сферой влияния на постсоветском пространстве. «Украина разработала ежегодную национальную программу сотрудничества с НАТО, и мы поддерживаем будущее членство Украины в НАТО, если будет сделан такой выбор», - вновь заявил Теффт сегодня.

Между тем некоторые эксперты на Украине считают, что за последнее время отношения между Киевом и Тбилиси заметно охладели. Связано это и со скандалом относительно участия украинских военных в августовской войне, и с тем, что в Киеве многие считают, что связку Украины и Грузии, которые заявили о совместной интеграции в НАТО, надо разорвать, поскольку Грузия тянет Украину якорем. Обеим странам в результате могут отказать во вступлении в альянс.

В Грузии, хоть и продолжают твердить как мантру о необходимости вступления страны в альянс, но в это уже мало кто верит. Так, накануне , лидер оппозиционного «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания заявил, что вступление Грузии в НАТО без ПДЧ - «бессмысленный пиар»

«В ближайшие годы полноценная интеграция Грузии в НАТО невозможна, не нужны напрасные ожидания, - цитирует Аласания ВЗГЛЯД. - Понадобится много времени, не год и не два, потребуется много трудов, чтобы получить квалификацию кандидата в НАТО».

Грузинский эксперт Гия Хухашвили в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes отметил, что назначение Теффта послом на Украину нельзя связывать с повторением грузинского сценария. «Даже высокопоставленные дипломаты не определяют, а проводят утвержденную государственную политику, - отмечает собеседник. - с учетом «перезагрузки» Тефт, скорее всего, и будет проводить соответствующую политику».

Хухашвили полагает, что между Москвой и Вашингтоном началась реальная «перезагрузка», а не просто показные действия ради красного словца. «Насколько она будет глубокой и стабильной - покажет ближайшее время», - отмечает он. При этом собеседник считает, что вступление Грузии и Украины в альянс на данном этапе нереально. Обещание о вступление, на его взгляд, давно превратилось в дежурную фразу западных политиков.

На вопрос нашего корреспондента - действительно ли охладели отношения между Киевом и Тбилиси, и сможет ли Украина вступить в альянс уже без Грузии - политолог ответил: «В значительной степени отношения с Киевом стали прохладнее. Грузия создала много проблем партнерам, которые ее поддерживали, и они не хотят разделять все риски. Это касается и Украины». При этом эксперт отмечает, что у Украины шансы стать членом альянса столь же низки, как и у Грузии: «Европа и США работают над созданием новой схемы глобальной безопасности. Они отводят России в этом вопросе важную роль. Так что Запад не пойдет на обострение отношений с Россией ради Украины и Грузии».

Российский эксперт Владимир Кумачев в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes подчеркнул, что прогнозировать как будут складываться отношения с Украиной сейчас сложно из-за предстоящих выборов. Он считает, что на волне предвыборной кампании могут наблюдаться и антироссийские вспышки. При этом собеседник исключает повторение грузинского сценария на Украине. В какой-то мере может повлиять на эту ситуацию и Вашингтон. При этом собеседник отмечает, что дело вовсе не в главе дипломатической миссии, а в том, какую политику будет проводить Белый дом. На данном этапе он вряд ли пойдет на обострение отношений с Москвой. По мнению Кумачева, вступление в альянс Украины и Грузии противоречит интересам Европы. Так что на данном этапе это нереально. При этом эксперт отметил, что Москва и Вашингтон продолжат борьбу за сферу влияния на постсоветском пространстве.