Родители и дети

Грузинской «Имеди» может завладеть беглый олигарх

Информационные агентства накануне наперебой сообщали о том, что практически доказана фальсификация завещания опального бизнесмена Бадри Патаркацишвили, как нельзя кстати скончавшегося в феврале 2008 года в Лондоне.

Лаша Биркая, адвокат семьи Патаркацишвили, накануне провел пресс-конференцию в Тбилиси, на которой заявил: «Экспертиза подтвердила, что документы, в частности, завещание и акт назначения исполнителем завещания созданы после смерти Бадри Патаркацишвили».

Исходя из этого, вроде бы получается, что телеканал «Имеди» из-за которого шло так много споров и судебных разбирательств, в ближайшем будущем может стать собственностью супруги Патаркацишвили - Инны Гудавадзе. За это выступает и грузинская оппозиция, которая после смерти Патаркацишвили лишилась такой мощной медийной поддержки, как телеканал «Имеди». Оппозиция неоднократно проводила митинги с требованием вернуть канал Инне Гудавадзе, которая обещала сделать канал вновь независимым.

Однако, как выяснилось, радоваться грузинской оппозиции пока рано. Нет сомнения, что раздел имущества Патаркацишвили - дело политическое, в котором переплелись интересы многих сильных мира сего. Потому-то в нем и возникает множество «но». И точки над «i» вряд ли под силу расставить и именитым адвокатам, и видным юристам, и даже беспристрастному лондонскому правосудию.

Судите сами. Ныне телеканал «Имеди уже принадлежит не Джозефу Кею, которому удалось урвать право на распоряжение спорным имуществом Патаркацишвили. Джозеф Кей - сводный брат олигарха, гражданин США, ранее был просто Иосифом Какалашвили. Он откуда ни возьмись, появился после смерти Патаркацишвили и предъявил спорное завещание. Начались бесконечные судебные разбирательства.

В результате Кей не стал собственником, а получил лишь право на распоряжение активами покойного олигарха. Даже юристы говорят, что это некая сложная юридическая закавыка, в которой и юристы-то не очень разобрались. Семья Патаркацишвили пока безрезультатно оспаривает это решение суда.

Однако в феврале этого года телекомпания и радио «Имеди», а также компания «Техномедия» перешли в руки арабского холдинга RAK Investment Authority (RAKIA) из ОАЭ. Кей продал 90 процентов акций. Как утверждает оппозиция, за RAKIA стоят первые лица грузинского руководства.

Что же получается? После установления того, что завещание было подделкой, вдове Патаркацишвили предстоит теперь судиться с арабскими телемагнатами? Корреспонденту GeorgiaTimes удалось дозвониться до адвоката семьи Патаркацишвили Лаши Бикрая и спросить его об этом. Вот что он сказал:

- Полученное из лондонского суда заключение уже передали в Верховный суд Грузии. Считаем, что, благодаря этому, будет доказана неправомерность передачи в управление собственности Патаркацишвили Джзефу Кею. В будущем возможно, семья подаст иск и против арабской компании, ведь изначально это сделка была связана со спорным имуществом.

Адвокат также рассчитывает на то, что заключение лондонского суда сыграет свою роль в противостоянии Гудавадзе с властями. Гудавадзе в свое время распространила «Открытое письмо грузинскому народу», в котором обвинила власти Грузии в нежелании допустить выхода в эфир оппозиционного телеканала «Имеди», для чего и начали процесс его переоформления на одного из родственников Патаркацишвили - американского гражданина Джозефа Кея.

В беседе с адвокатом выяснился один нюанс, который, как ни странно, журналисты накануне не заметили. Лаша Бикрая отметил, что заключение о фальсификации завещания Лондонский суд передал в рамках дела, истцом в котором является беглый российский олигарх Борис Березовский, а ответчиками - семья Патаркацишвили и тот же Джозеф Кей.

На вопрос - как, в таком случае, проходят судебные разбирательства вдовы Патаркацишвили с Березовским - адвокат ответил, что ведет только дела, которые проходят в Грузии и комментариев по лондонскому разбирательству сделать не может. Получается, что ни Инне Гудавадзе, ни грузинской оппозиции особенно радоваться пока нечему. Ведь «Имеди» может вновь уйти из их рук и оказаться в собственности Березовского.

Дело в том, что в феврале этого года стало известно, что Березовский в Лондоне начал судиться с Гудавадзе по поводу раздела имущества Бадри Патаркацишвили. Березовский настаивает на том, что вел с ним совместный бизнес и потому имеет право унаследовать половину их общих активов. В свою очередь Инна Гудавадзе утверждает, что ее муж разделил бизнес с Березовским еще до своей смерти.

Корреспондент GeorgiaTimes дозвонился до Бориса Абрамовича, чтобы уточнить - собирается ли он отстаивать активы телекомпании «Имеди» у вдовы своего покойного друга, раз уж лондонский суд обнародовал экспертизу о фальсификации завещания?

Ответ был исчерпывающе лаконичен. «Все эти вопросы не комментирую. По крайней мере, до завершения следствия, которое проводят представители Лондонского суда», - сказал Борис Березовский.

На другой ответ, в общем-то, рассчитывать не приходилось. Ведь, дай он утвердительный ответ, тогда получается, что недавний громкий скандал в связи с его посещением Тбилиси и переговоров с Саакашвили относительно «Имеди» не был бурей в стакане воды. Значит, вновь Борис Абрамович поглядывает на Грузию, славящуюся непредсказуемостью. А еще говорил, что не интересна она ему.

Как сообщала GeorgiaTimes, 20 сентября один из лейбористских деятелей - Каха Дзагания - сообщил грузинским журналистам, что тайно прибывший в Грузию олигарх Борис Березовский встречался с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. МВД Грузии сразу же опровергло информацию о тайном визите Бориса Абрамовича в Тбилиси и его посещении могилы Бадри Патаркацишвили. Корреспонденту GeorgiaTimes Дзагания высказал предположения, что Михаил Николаевич и Березовский вели речь о компании « Имеди». По мнению Кахи Дзагания, Березовский и власти положили глаз и на другие активы Бадри Патаркацишвили.

Сам Березовский в беседе с корреспондентом GeorgiaTimes заявил, что не видит для себя в Грузии перспектив. Что же касается претензий к семье Патаркацишвили, то Березовский нам ответил весьма обтекаемо: «У меня есть претензии к собственности, к активам, которые принадлежат мне. Претензий к семье Бадри у меня и не было».

Однако, как мы ныне видим, он вовсе не отказывается от канала «Имеди». Вряд ли «отсутствие комментариев» можно, в данном случае, расценивать как знак согласия отдать медиа-активы вдове покойного друга.

Кстати, уже после заявления Кахи Дзагания семья Патаркацишвили подтвердила, что Березовский посетил-таки Тбилиси. «У нас есть бесспорные доказательства в виде записей, сделанных камерами видеонаблюдения и показаний очевидцев, которые говорят о том, что данный визит Березовского был осуществлен в ночь с 11 на 12 сентября 2009 года», - говорится в заявлении семьи Патаркацишвили, распространенном в конце сентября.

Похоже, не зря оппозиция утверждает, что Борис Березовский ныне будет активно поддерживать Саакашвили, поскольку финансовые устремления у них совпадают. Да и политические враги у них - общие. Об этом заявил лидер лейбористов Каха Дзагания. А кто во врагах у Саакашвили и Березовского - известно.

Как отреагируют уставшие от политических потрясений жители этой страны, если Борис Абрамович все-таки победит в споре за грузинскую «Надежду»? Оправдаются ли когда-нибудь их собственные надежды на то, что их многострадальная Родина станет, наконец, свободной, демократической и благополучной?