Родители и дети

Грузия не хочет быть «страной в футляре»

GеоrgiaTimes комментирует независимый депутат парламента, лидер «Картули Даси» Джонди Багатуриа (на фото).

Вокруг вопроса открытия «Верхнего Ларса» до сих пор ломают копья сторонники экономических выгод с мнительными борцами за «безопасность» страны. КПП был закрыт Россией еще в 2006 году, как раз в тот период, когда из Москвы депортировали грузинских нелегалов, а на продукцию из Грузии наложили запрет с помощью Роспотребнадзора.

В этом году Россия закончила модернизацию контрольно-пропускного пункта и предложила его открыть. Вероятно, ускорила это событие перспектива открытия армяно-турецкой границы. Москва торопится укрепить торговые сухопутные связи со своим стратегическим партнером, который скоро может развернуть свои очи на юг.

Впрочем, турецко-армянские отношения слишком сильно зависят от решения нагорно-карабахского конфликта Еревана с братским для Анкары Баку. Так что пока Армении действительно нужен этот коридор через Грузию, дверью которого в Россию и является КПП «Казбеги»( Грузия) - «Верхний Ларс» (Россия).

А вот грузинские выгоды от открытия пункта пропуска для многих в Грузии остаются сомнительными, хотя правительство (говорят, не без давления США, вложившего миллионы в модернизацию «Казбеги») уже приняло положительное решение.

По результатам опроса газеты «Квирис палитра», 45 процентов респондентов против открытия грузино-российской границы. За запуск КПП высказались 16 процентов, затруднились ответить 39 процентов.

Значит ли это, что почти половина населения Грузии выступает против открытия «Верхнего Ларса»?

Лидер партии «Картули Даси» («Грузинская группа») Джонди Багатурия, считает опрос предвзятым:

- Некоторые газеты и некоторые люди в Грузии привыкли говорить от имени многих, - сказал он в беседе с GeorgiaTimes. - В Грузии нет никакого народного противостояния по этому вопросу. Есть очень малочисленная группа людей, которая задает непонятные вопросы, связанные с безопасностью. Большинство же хочет, чтобы пункт был открыт.

Джонди Багатурия высказал собственную версию, почему Россия ранее приняла решение о закрытии КПП:

- Она старалась экономически стимулировать Цхинвальский регион, чтобы транзит машин шел через него. Россия хотела поддержать таким образом правительство Эдуарда Кокойты. Но не за счет же закрытия других КПП это делать!

Депутат отметил, что решение по открытию «Верхнего Ларса» принималось на заседании Совета национальной безопасности с участием президента и представителей оппозиции. Собственно говоря, именно она и настаивала на обсуждении рисков.

В частности, депутат от оппозиционной парламентской партии Христиан-демократическое движение (ХДД) Николоз Лалиашвили указывал на неспокойную обстановку на Северном Кавказе. Там, отмечал он, «протекают напряженные процессы, и открытие пропускного пункта может повлечь за собой переход на территорию Грузию вооруженных групп». В контексте подозрений ФСБ России по поводу присутствия боевиков в Панскисском ущелье Грузии, вопрос действительно становился щекотливым.

Но, как заявляет Джонди Багатурия, на том же заседании все опасения были развеяны.

- Мы не видим угроз в связи с открытием КПП. Просто грузинским таможенникам нужно будет хорошо работать, чтобы никто не пронес через границу взрывчатые вещества. А если они будут плохо работать, то преступники могут то же самое сделать в Тбилисском аэропорту или на Красном мосту (КПП на границе с Азербайджаном - С.Б.). Серьезных аргументов у противников открытия КПП не было. Это просто была группа людей, которым надо что-то говорить, придумывать, вот они и выступали в собственных интересах.

GeorgiaTimes поинтересовалась у Багатурия итогами поездки депутатов в Казбегский район, где местные жители тоже выражали опасения в связи с разблокировкой границы.

- Да там было человек 15-20, которые ставили нам вопросы, и правильные вопросы. Мы все им объяснили и договорились держать с ними связь, если у них будут какие-то проблемы, - рассказал депутат.

- Естественно, когда открывается еще один пропускной пункт на границе, повышается вероятность того, что кто-то проникнет или пронесет что-нибудь незаконное на территорию Грузии. Но мы же не можем теперь, когда у нас такие сложные отношения с Россией, совсем закрыться и уподобиться человеку в футляре, как у Чехова. Быть этакой «страной в футляре»?! - говорит Джонди Багатурия. - Мы должны поддерживать отношения с нашими соседями, и с Арменией, которой нужно помочь, и с Россией, хотя бы такого рода отношения.

Лидер «Картули Даси» назвал три главных аргумента, по которым Грузии стоит открыть КПП «Верхний Ларс»:

- Во-первых, Грузии нужно поддержать свой статус надежной транзитной страны, хорошо выполняющей свою функцию. Во-вторых, мы должны учитывать экономические интересы наших соседей, и, прежде всего, дружественной нам Армении. В-третьих, это положительно скажется на районах Грузии, через которые будет проезжать поток машин. Это даст им экономический стимул к развитию.

В завершении интервью Багатурия подчеркнул, что с грузинской стороны движению через КПП «Казбеги - Верхний Ларс» дан зеленый свет. Дело - за Россией.