Родители и дети

Грузины ценят московскую политику Зураба Ногаидели

GeorgiaTimes прокомментировали грузинские эксперты.

Бывший грузинский премьер Зураб Ногаидели, возглавляющий «Движение за справедливую Грузию», снова решает важные для грузинской диаспоры и грузинского народа в целом вопросы в Москве.

Накануне он встречался с премьер-министром России Владимиром Путиным и руководством правящей партии «Единая Россия». Формальным поводом для переговоров стала идея Путина воссоздать Мемориал Славы, взорванный в минувшую субботу в Кутаиси, в российской столице.

Зураб Ногаидели после встречи с руководством российской партии заявил, что монумент нужен и в Москве, и на прежнем месте. «Для меня главной задачей является восстановить памятник героям в Кутаиси там, где он стоял», - сказал он.

Правда, автор кутаисского памятника грузинский скульптор Мераб Бердзенишвили уже отказался работать над восстановлением монумента, сославшись на то, что все эскизы к нему утеряны. Однако за дело, по словам Владимира Путина, возьмется московский скульптор Зураб Церетели.

По мнению премьер-министра, процесс восстановления разрушенного памятника может стать площадкой для возобновления диалога между Россией и Грузией. «Народы России и Грузии связывают тысячи невидимых нитей, взаимных интересов и общая история, и одна из таких нитей - это память о героях войны», - отметил Путин.

В «Единой России», кстати, считают, что копию монумента в память о грузинах, павших в Великой Отечественной войне, нужно поставить на народные пожертвования.

Хотя на открытой части встречи Ногаидели с российскими политиками говорилось в основном только о памятнике, проскользнула также информация о том, что «Единая Россия» готовится подписать с оппозиционным «Движением за справедливую Грузию» межпартийное соглашение о сотрудничестве.

Надо полагать, что поддержка такой могущественной партии не может не повлиять и на политическую карьеру Зураба Ногаидели. Тем более, что вкупе с этим грузинскому политику удается постепенно решать и другие головоломные вопросы.

Что касается обещанного им прямого авиасообщения Москва-Тбилиси, то грузинская авиакомпания Airzena-Georgia Airways уже вчера начала продавать билеты на новогодние рейсы до Москвы.

Кроме того, Ногаидели удалось посодействовать освобождению задержанных в Цхинвале двух грузинских подростков.

Политик занимается также вопросами возобновления постоянного авиасообщения, открытия КПП «Верхний Ларс» на российско-грузинской границе, отменой ограничений на экспорт грузинских товаров в Россию.

ценить политические перспективы Зураба Ногаидели после всех этих встреч, переговоров и достижений в Москве GeorgiaTimes попросила грузинских политологов.

Бывший министр образования Грузии Гия Нодия считает, что, в данном случае, инициатива сотрудничества с российскими политиками принадлежит не Зурабу Ногаидели, а Кремлю. «Он избран Россией как символическая фигура. Москва подчеркивает, что не хочет иметь дело с официальными властями и поэтому ведет переговоры с представителем оппозиции», - заявил Нодия.

«Реально Ногаидели ничего не решает. Все решения зависят от Кремля. Авиасообщение и экспорт грузинской продукции может восстановить только указ Дмитрия Медведева, так как все эти санкции введены по инициативе Москвы», - считает эксперт.

В отношении памятника павшим воинам, который хотят воссоздать в Москве, по мнению Нодии, слово грузинского политика также ничего не значит. «Это дело России - ставить у себя мемориал или не ставить, Грузия не имеет к этому никакого отношения. Путин хочет сделать такой символический жест - это его право», - говорит политолог.

Что касается каких-либо перспектив самого Ногаидели, как политика, то Нодия недоумевает: почему в России выбрали для этой миссии оппозиционера с таким невысоким рейтингом. «Он вообще не котируется, результаты по Ногаидели даже не попадают в рейтинги», - подчеркивает собеседник GeorgiaTimes. «Складывается впечатление, будто в России вообще не знают, что происходит в Грузии», - отметил он.

Единственным весомым доводом в пользу Ногаидели, как предполагает эксперт, может быть умеренная позиция «Движения за справедливую Грузию». «Россия хотела, может быть, показать, что она не ставит на слишком радикальных политиков и не добивается переворота в Грузии», - размышляет Гия Нодия.

Другой грузинский политолог, Рамаз Сакварелидзе, также отмечает, что рейтинг Ногаидели и его партии не превышал четырех процентов в проведенных неделю назад исследованиях. И даже успешные переговоры в Москве не смогут существенно улучшить этот показатель. «Но какие-то штрихи к его портрету эта деятельность добавит», - говорит эксперт.

«С гражданской точки зрения действия Ногаидели оцениваются позитивно, поскольку он взялся за те российские направления внешней политики, по поводу которых остро переживают обычные люди, граждане Грузии и, я полагаю, часть граждан России. Очень хорошо, что дети, задержанные в Южной Осетии, смогут встретить Новый год дома», - отметил Сакварелидзе.

Оба собеседника GeorgiaTimes отмели любые предположения о том, что Ногаидели действует сейчас не как представитель оппозиционных сил, а как посланец или посредник от официального Тбилиси. «Связи правительства с его оппозиционной партией никак не прослеживаются», - категорично заявил Гия Нодия.

Рамаз Сакварелидзе подчеркнул, что в оппозиционности Ногаидели нет поводов сомневаться. «По телевидению по-прежнему транслируются достаточно жесткие клипы с острой критикой правительства», - отметил он.

Что касается реакции властей, то они, по словам эксперта, заняли выжидательную позицию. «Была ведь и резкая критика со стороны проправительственных политиков по поводу этих визитов Зураба Ногаидели. Но власти сейчас стараются выждать и посмотреть, чего удастся достигнуть. Если обещания Дмитрия Медведева о восстановлении авиасообщения и открытии рынков будут выполнены, то власти будут согласны с этим процессом, независимо от того, кто его ведет», - заключил Сакварелидзе.